vk
06 января 2024 12:56:57
392
Будущее Хавьера Милея и аргентинской экономики зависит от некоторых обстоятельств
Будущее Хавьера Милея и аргентинской экономики зависит от некоторых обстоятельств
Фото © Erica Canepa/Bloomberg

Приход Хавьера Милея к власти стал началом нового этапа в отношениях Аргентины с Международным валютным фондом (МВФ). Представители организации прибыли в Буэнос-Айрес, чтобы обсудить возможные изменения в соглашении, которое Аргентина подписала с Фондом в 2018 году, когда консерватор Маурисио Макри взял в долг 44 миллиарда долларов, а также сроки выплат, которые были установлены в 2020 году Альберто Фернандесом

Международная организация проведёт встречу в следующий понедельник с чиновниками из правительства нового президента Аргентины. Милей уверен, что переговоры пройдут успешно, поскольку политика по сокращению государственных расходов, которую он уже начал претворять в жизнь оказалась куда более жесткой, чем тот проект, который предлагал МВФ. Однако Фонд сомневается в том, что правые смогут довести дело до конца в условиях, когда на улицах проходят массовые манифестации против нового экономического курса страны.

Как Аргентина стала государством-должником

Брать кредиты — не плохо, но куда страшнее их не выплачивать. Особенно если вашим кредитором является крупнейшая финансовая организация. Всё дело в том, что МВФ выдает деньги только если уверен в том, что страна пойдет на необходимые экономические реформы, которые позволят обслуживать кредит.

Аргентина должна погасить взятый Макри долг в 44 миллиарда долларов, который вскоре после его получения стал для страны тяжким бременем в условиях тяжелого экономического кризиса. Правительство Фернандеса, пришедшее на смену Макри, согласилось на новый план выплат в обмен на ряд преобразований в монетарной политике. Последняя редакция нынешней программы была одобрена в августе. Фонд посчитал, что Аргентина не достигла поставленных целей, но санкционировал новую выплату, поскольку, по его оценке, невыполнение обязательств произошло из-за «беспрецедентной засухи». Сейчас ожидается новая проверка, которая должна была состояться в декабре и была отложена из-за прихода к власти Милея.

Нынешняя администрация считает, что, поскольку страна «не выполнила» поставленные цели, соглашение 2020 года «фактически сорвано». Но формально это не так. Тем не менее повестка встречи «не определена заранее», заверил пресс-секретарь президента Аргентины.

Встреча аргентинского правительства с представителями МВФ станет первой после их переговоров в Вашингтоне в декабре. Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева заявила тогда, что организация «очень заинтересована» в поддержке Аргентины. За несколько дней до этого Георгиева разговаривала с Милеем в рамках видеоконференции, после чего президент Аргентины назвал разговор «отличным». 

Девальвация монеты на 50%, отмена субсидий на транспорт и электроэнергию даёт надежду аргентинскому правительству на благосклонность международной организации.

Успех переговоров и принятие нового соглашения о выплате долгов может позволить Буэнос-Айресу укрепить платежный баланс и привлечь международных инвесторов. Некоторые аналитики, однако, отмечают, что сама радикальность экономической программы Милея, которая частично основана на мерах, введенных указом президента или еще не одобренных Конгрессом, может вызвать разногласия с МВФ.

Правительство демонстрирует приверженность осуществлению реформ, которые оно предлагает, но этого недостаточно. Необходимо также показать и то, что политический курс останется стабильным, а действия исполнительной власти скоординированы с законодательной.

Вот тут-то у Мили (как его называют в Аргентине) и проблема. Партия президента не располагает большинством в Конгрессе и вынуждена полагаться на поддержку коалиции. А меж тем законопроект, содержащий более 600 мер по реформированию политической, экономической и социальной системы Аргентины, должен преодолеть двухпалатный парламент. Попытка провести реформы с помощью президентского декрета не увенчалась успехом: Аргентинский суд признал его неконституционным. В это время люди по всей стране почти ежедневно выходят на улицы в надежде, что радикальные меры правительства будут отменены. 24 января должна пройти всеобщая забастовка рабочих.

Пока стороны ведут переговоры, график платежей Аргентины с Фондом следует заранее установленным договоренностям. После того, как МВФ приостановил выплаты после поражения правящей партии на ноябрьских выборах, правительство Милея согласилось на новый промежуточный кредит с Банком развития Латинской Америки в размере 960 миллионов долларов для погашения декабрьских задолженностей. В этом году стране придется выплатить почти 7,3 миллиарда долларов.

Тяжелые отношения

МВФ вмешивался в экономику Аргентины в периоды демократических правительств и диктатур. Президент Хуан Доминго Перон отказался вступить в МВФ поскольку считал ее «мнимым новым порождением империализма». Но десять лет спустя страна стала частью организации, и генерал Педро Арамбуру в период экономического кризиса в Аргентине взял ещё один кредит, в результате чего к концу апреля 1958 года внешний долг превысил золотовалютные резервы страны на 1,1 миллиарда долларов. К началу XXI века задолженность составляла уже 144 миллиарда долларов.

В 2006 году перонист Нестор Киршнер расплатился с Фондом. Организация закрыла свой офис в Буэнос-Айресе, а Аргентина была освобождена от периодических проверок своих технических специалистов. На протяжении 15 лет страна не просила о помощи. Пока в 2018 году, незадолго до окончания своего срока, Макри не попросил новый кредит.

Этап, который начался при Милее согласуется со стратегией неолиберальных правительств, которые и раньше приходили к власти в Аргентине. Но, сравнивая прошлое и настоящее, можно выделить два отличия: во-первых, Милей не располагает достаточной властью в парламенте, а во-вторых, международная геополитическая ситуация также сильно изменилась. Если раньше главными кредиторами были США, то сегодня им на замену приходит Китай.

Новая стратегия

Аргентина, однако, официально объявила, что не будет вступать в БРИКС. Это решение соответствует внешнеполитическому курсу, направленному на установление более тесных отношений с Соединенными Штатами, Израилем и другими американскими союзниками. Из списка друзей может быть вычеркнут Китай и Бразилия. Зная тот факт, что МВФ сильно зависит от Вашингтона, можно сделать вывод о том, что правительство использует перестройку внешнеполитического курса для получения необходимых бенефитов со стороны организации.

Но есть ли план «Б»? Сложно сказать, но давайте представим, что может произойти в ближайшем будущем, если переговоры не пройдут успешно для Милея и его команды. С одной стороны, возрастающее недовольство населения может привести к тому, что коалиция аргентинского президента развалится, экономика может застопориться из-за бесконечных забастовок. В этом случае реформы окажутся «политическим самоубийством» для Милея.

С другой стороны, если МВФ откажется идти на дополнительные уступки Аргентине, то, где правительство сможет взять денег? На Китай рассчитывать не приходится. Суммы, которые могут одолжить другие финансовые организации могут быть недостаточны, да и вряд ли какой-либо из кредиторов решит отправить крупный транш стране, внешний долг которой составляет почти 300 миллиардов долларов.

Следовательно, от будущих переговоров зависит не только политическое будущее Хавьера Милея, но и будущее аргентинской экономики.

Автор: Александр Щелоков