Накануне во Франции прошёл первый тур досрочных парламентских выборов, которые объявил президент республики Эммануэль Макрон после проигрыша правящей коалиции на выборах в Европарламент. Как и предсказывали соцопросы, правая партия «Национальное объединение» резко повысила свой результат в сравнении с предыдущим созывом. По последним данным, «Национальное объединение» получает около 33% голосов, левый «Новый народный фронт», возглавляемый Жан-Люком Меланшоном, 28%, пропрезидентский центристский блок «Вместе» — чуть более 20%
Сегодня СМИ сообщили о многотысячных митингах против прихода к власти ультраправых. Демонстрации прошли, в частности, в Париже, Лионе и Страсбурге.
Однако окончательный состав 577-местной нижней палаты парламента определится лишь после второго тура, который состоится 7 июля и выявит победителей во всех мажоритарных округах.
Многие политики левых и центристских взглядов, включая президента Макрона, призвали все демократические силы объединиться и не допустить победы «Национального объединения».
Как устроены французские выборы, от чего будет зависеть их исход и как их результат повлияет на политический ландшафт Пятой республики?
Как проходят парламентские выборы во Франции?
Французская избирательная система сложна и устроена по мажоритарному принципу, а потому рейтинг поддержки партии на общенациональном уровне не гарантирует ее победы. Законодатели избираются по округам. Кандидату в парламент требуется более 50% голосов для того, чтобы занять желаемую должность в один тур.
Если ни один из участников не получает абсолютную поддержку избирателей, что бывает довольно часто, два наиболее популярных претендента принимают участие во втором раунде по принципу «победитель получает все».
В некоторых случаях во второй тур проходят три или четыре человека, хотя некоторые могут отказаться от участия, передав свои голоса в пользу одного из кандидатов, чтобы повысить его шансы на победу. В прошлом эта тактика неоднократно использовалась левыми и правоцентристами для того, чтобы не допустить прихода крайне правых к власти.
Какова роль Национального собрания в политической жизни Франции?
Национальное собрание (нижняя палата) является наиболее влиятельным органом законодательной ветви власти. Именно она предлагает законопроекты, которые должен оспорить или одобрит Сенат (верхняя палата).
Президент республики также имеет право законодательной инициативы, однако он должен получить поддержку Национального собрания для того, чтобы его предложение получило статус закона. Это значит, что нынешний президент Франции Эммануэль Макрон, срок полномочий которого официально длится до 2027 года, сильно зависит от лояльности парламента, и возможный приход к власти оппозиционного «Национального объединения» может значительно ослабить его власть.
Что такое сожительство?
Период, когда президент и премьер-министр Франции являются представителями разных партий, называется «сожительством». Современная французская республика пережила три «сожительства», последнее из которых — при президенте-консерваторе Жаке Шираке. С 1997 по 2002 гг. он делил власть с премьер-министром-социалистом Лионелем Жоспеном.
Основной закон Франции имеет статьи, которые предоставляют премьер-министру (главе правительства) ряд прерогатив, значительно возвышающих его над президентом.
«В случае «сожительства» реализуемая политика страны, по сути, зависит от премьер-министра», — писал французский политолог Жан Гарриг.
Однако президент обладает рядом уникальных полномочий в сфере внешней политики. Так, он ответственен за отношения с другими странами-членами Европейского союза и остается главнокомандующим вооруженных сил страны. Но для реализации своих инициатив ему все равно нужно будет получить одобрение парламента.
Во время предыдущего «сожительства» за оборону и внешнюю политику полноценно отвечал президент Франции. Однако сегодня взгляды как крайне правой, так и левой коалиции в этих областях радикально отличаются от подхода Макрона и, вероятно, станут предметом большого конфликта.
В какую сторону может измениться внешняя политика Франции после досрочного голосования?
Председатель «Национального объединения» Жордан Барделла заявил, что, если бы он стал премьер-министром, он бы значительно пересмотрел внешнеполитический курс Эммануэля Макрона. В особенности его обеспокоило намерение президента расширить поддержку Украине. Барделла сначала пообещал отказаться от отправки французского контингента на территорию этого государства, а затем высказался за ограничение поставок ракет большой дальности и другого вооружения, способного достигнуть глубины территории РФ. Если же на выборах победит левая коалиция, отношение Парижа к Киеву не изменится, однако коренные изменения переживет ближневосточная политика Пятой республики. «Новый народный фронт» планирует «немедленно признать палестинское государство» и «разорвать отношения» с правительством премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, против чего выступал Эммануэль Макрон. В то же время политолог Георгий Бовт напомнил, что президентская власть во Франции остаётся сильной, и во многом внешняя политика по-прежнему будет зависеть от Макрона. Эксперт призвал не преувеличивать степень влияния «Национального объединения» на решения Парижа по Украине. Он отметил, что и само руководство этой партии уже дало понять, что поддержка Киева останется незыблемой, а какие-то более жёсткие решения могут быть приняты и на уровне НАТО без прямого участия французского парламента.
Что произойдет, если большинства не получит ни одна из партий?
Президент может назначить премьер-министра из парламентской группы, имеющей наибольшее количество мест в Национальной ассамблее. Тем не менее «Национальное объединение» уже заявило, что отклонит такой вариант, поскольку это будет означать, что крайне правое правительство вскоре может быть свергнуто посредством вотума недоверия, если другие политические партии объединятся.
Согласно правилам Конституции, Макрон не может снова распустить Национальное собрание до июля 2025 года. Президент пытался создать широкую коалицию, объединив с «Народным фронтом» правоцентристские партии, но из-за внутренних разногласий эта инициатива провалилась.
Эксперты говорят, что еще одним сложным вариантом было бы назначение «правительства экспертов», не связанного с политическими партиями, но которое все равно должно быть принято большинством в Национальной ассамблее. Такой кабинет, скорее всего, будет заниматься в основном повседневными делами, а не реализацией крупных реформ.