
Электричество все активнее внедряется в морское и речное судоходство. На австралийском острове Тасмания спустили на воду не имеющее аналогов по своим параметрам пассажирское электросудно
Подобных кораблей на электрической тяге еще не строили. Его длина — 130 метров. Экологическая составляющая предполагалась проектом изначально. Конструкторы склонялись к использованию в качестве топлива сжиженный природный газ, но затем выбрали еще более прогрессивный вариант. Теперь это первое в мире крупное судно, работающее исключительно на электричестве. Остальные такие корабли являются гибридными, хотя у большинства оно играет главную роль. Движение и жизнеобеспечение судна обеспечивают 250 тонн аккумуляторов, а объем энергохранения составляет 40 мегаватт-часов.
В течение нескольких месяцев на корабле пройдут отделочные работы, а в свое первое путешествие он отправится в конце года — в Буэнос-Айрес. Судно будет служить для перевозки пассажиров между столицей Аргентины и портом Колония в Уругвае. На борт оно сможет принять более двух тысяч пассажиров и порядка 220 автомобилей.
«Экологичность транспорта на электричестве давно доказана. Выбросы вредных веществ от таких кораблей минимальны. В то же время один дизель за сутки выбрасывает почти 45 килограммов токсичных элементов, а в воздух и вовсе уходит до двух тонн углекислого газа. Электросудно не загрязняет окружающую среду, использует топливо, относящееся к возобновляемым источникам энергии. Насколько я знаю, уже до деталей отточен механизм зарядки электрокораблей. При этом процесс объем поступающих в воду и воздух вредных веществ равен нулю. Новое австралийское судно — яркий тому пример», — отметил эколог Олег Балаев.
Активно переходят на электрическое водное сообщение страны Азии и Океании. Им принадлежит 40% электросудов. Четверть — доля Северной Америки, 20% — Европы. Африка и Латинская Америка пока в отстающих. Общая доля отрасли в глобальном кораблестроении пока невелика, но растет очень быстро и по прогнозам достигнет к 2035 г. внушительных и конкурентоспособных значений.
Перспективно развитие водного электротранспорта и в России. Пока что больше всего он применяется для пассажирских перевозок. Уже несколько лет в столице по Москве-реке курсируют прогулочные и пассажирские электросудна. Удачный столичный опыт отметили премьер-министр Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Поэтому в ближайшее время можно ждать прорывных решений в этом направлении.
Количество электросудов в Москве к 2030 году достигнет 60 единиц, был замечен такой же транспорт в Санкт-Петербурге, Перми, Красноярске и Нижнем Новгороде. В прошлом году на верфи в Перми было заложено круизное судно «Байкал», которое строится для Иркутской области, а в Ленинградской области возводят пассажирский электрический корабль нового поколения для Москвы.
«На практике экономика и экология регулярно вступают в системные конфликты. В случае с развитием электрического транспорта мы наблюдаем обратный пример, когда совпадают интересы обеих сторон. Сначала инновационные решения были дорогими, но сейчас даже в электрическом судостроении мы наблюдаем резкий рост. Технологии развиваются, дешевеют и дальнейший переход к экологически чистому топливу только подгоняет эти процессы. Главное, что это идет на пользу окружающей среде», — резюмировал Олег Балаев.