vk
17 ноября 2023 16:54:34
1743
В сфере российской одежды и обуви есть наблюдаются трудности с фурнитурой
В сфере российской одежды и обуви есть наблюдаются трудности с фурнитурой
Фото © Пульс дня

Импорт обуви и верхней одежды в Россию за последние три месяца существенно вырос в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. По данным центра развития перспективных технологий, закупки из-за рубежа одежды выросли на 47%, а обуви на 38%. Импортная продукция по-прежнему занимает более половины полок российских магазинов. Для обуви этот показатель достигает 58%, а для верхней одежды – 55%. При этом росло и отечественное производство этих категорий продукции – на 14% и на 47% соответственно. Руководитель товарной группы «Легпром» ЦРПТ Анна Петрушина объяснила такую динамику тем, что многие компании вынуждены адаптироваться к новым условиям и должны были найти новые каналы для поставок той продукции, которая перестала поступать по привычным схемам

«Пульс дня» решил узнать у эксперта, чем обусловлен рост импорта одежды и обуви, и почему зарубежная продукция продолжает доминировать в российских магазинах. 

«Рост импорта вызван не повышением спроса на товары из-за рубежа или дефицитом отечественных аналогов, а обилием предложения», — считает экономист Александр Надуваев. 

По его словам, в прошлом году логистические цепочки были нарушены, а иностранные бренды один за другим покидали российский рынок. Однако через некоторое время ряд компаний вернулись в Россию официально. Ещё примерно треть брендов удаётся завозить через каналы параллельного импорта. 

«Сейчас можно говорить о том, что российские компании заняли около 20 процентов площадок, ранее занимаемых зарубежными. При этом импортозамещение — это не только Россия, это Китай, Казахстан, Беларусь и ряд других дружественных стран, продукцию которых все чаще можно видеть на прилавках вместо европейской. Конечно, на то, чтобы переубедить покупателя, потребуется время. Люди по-прежнему готовы переплачивать за ввезённые через третьи руки европейские бренды вместо того, чтобы попробовать российские бренды. Но это вопрос времени и маркетинга», — отметил эксперт.

О качестве российской одежды и обуви в беседе с «Пульсом дня» рассказала дизайнер Оксана Кротова. 

«Это огромное заблуждение, что российская одежда не может быть качественной. Мы используем современное полотно, отшиваем одежду на новом оборудовании, частично импортном, здесь, в России, а не в Китае, например, как многие бренды. Покупатели приятно удивляются, когда видят, что одежда сшита в России, потому что принимают ее за дорогую импортную. Есть проблема с фурнитурой — её часто привозим из-за границы, что в целом сказывается на конечной стоимости изделия. Сезонно, конечно, некоторые предметы гардероба дорожают, но вот летние вещи сейчас все еще можно купить с большими скидками», — говорит Кротова.

Российская индустрия за последнее время действительно научилась выпускать качественную одежду, в том числе в премиальном сегменте. Однако сейчас отрасль сталкивается с рядом сложностей, зачастую не позволяющих нарастить производство и удовлетворить потребности россиян, потерявших доступ к западным брендам. 

Сооснователь профессионального портала fashionsfera.ru Мария Петерсон рассказывала, что компании, выпускающие одежду средней и высокой ценовой категории, в прошлом наладили цепочки поставок высококачественных тканей и оборудования из западных стран, а когда логистика была нарушена, им пришлось либо искать новые способы сотрудничать с прежними партнёрами, либо пытаться заменить их сырьё аналогичными по качеству образцами из Турции и азиатских стран. На это требуются время и дополнительные затраты, повышающие конечную цену продукции примерно на 30%. Кроме того, пока в данном сегменте практически нет возможности наращивать объёмы выпуска. Что касается массового сегмента, по словам Петерсон, производители такой одежды на российском рынке сейчас чувствуют себя вполне уверенно, и многие из них строят планы по расширению сети торговых точек и наращиванию объёмов продаж. Правда, на это также потребуются крупные вложения, но зато проблем с производством доступных категорий одежды практически нет. Многие российские компании наладили выпуск в Китае и соседних странах, так что перебои с логистикой их также практически не затронули.

На обувном рынке у российских производителей также есть шанс побороться за завоевание большей доли. Гендиректор Национального обувного союза Ян Беляев сообщил, что в ближайшее время не будет идти речи о массовом возврате в РФ западных брендов. Примерно из 100 ушедших компаний серьёзные планы на возвращение имеют не более 15. Однако в среднем и премиальном сегменте может усилиться конкуренция с азиатскими марками, которые готовится осваивать российский рынок. Кроме того, по данным Центра экономики рынков, в последние годы именно обувь была самой проблемной категорией лёгкой промышленности в плане импортозамещения. С 2017 по 2021 год доля отечественной обуви снизилась с 31% до 25%. Проблема большой зависимости от импорта существовала даже в сегменте специальной обуви, ключевым заказчиком которой является государство. Зато можно констатировать, что перебои с поставками в связи с санкциями российскому обувному рынку не грозят, поскольку основными поставщиками остаются Китай, Вьетнам, Беларусь, Турция и Индонезия – страны дружественные и не присоединяющиеся к бойкотам и ограничениям. К слову, комплектующие и материалы для российских производителей обуви также либо отечественные, либо закупаются в дружественных государствах. А Минпромторг обещает всестороннюю поддержку тем, кто хотел бы наладить весь цикл отечественного производства от сырья до готовой продукции. Так что надежда на наращивание собственного выпуска конкурентоспособной обуви тоже сохраняется.