СМИ следят за затянувшейся борьбой жителей Сосновского района Тамбовской области с планами коммерсантов по строительству там главного в регионе комплекса по утилизации мусора под названием «Экотехнопарк «Центральный»
Земельный участок для строительства гигантского предприятия, как сообщал «Нос», расположен примерно в 400 метрах южнее Козловского вала Белгородской засечной черты. Согласно принятому еще в 2011 году постановлению администрации Тамбовской области №414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий», этот вал включен в перечень планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального значения как памятник природы. Местные жители подозревают, что реализация проекта экотехнопарка может нанести в целом ущерб экологии территории. Однако областные чиновники редко комментируют эти опасения: возможно, потому что в соответствии с существующим разделением полномочий в правительстве Тамбовского региона занимающееся экологическими вопросами Министерство экологии и природных ресурсов не курирует мусорную реформу.
Но на днях новый глава этого ведомства Алла Албегова в «ВК» сообщила, что ведет свой telegram-канал и пригласила тамбовчан задавать там ей вопросы по экологии. И общественник Роман Герасимов на этом ресурсе обратился к министру с просьбой: «Помогите спасти наш памятник природы от полигона захоронения отходов. Он всего в 400 метрах там. Вы считаете так можно, для сохранения памятника природы? Жители Сосновского района надеются на вас». Она ответила так: «Я здраво отношусь к созданию объектов инфраструктуры экотехнопарков. Цель технопарка — производить сортировку и утилизацию отходов, чтобы уменьшить размещение отходов в окружающей среде, что ранее практиковалось повсеместно. Экотехнопарки — это цивилизованный подход обращения с отходами.
Что касается реализации проекта в Сосновский районе, то, такие проекты должны проходить государственную экспертизу, в том числе и экологическую. Мой подход в таких случаях следующий: если есть положительное заключение Госэкспертизы, значит все проектные решения соответствуют законодательству, в том числе природоохранному. Если будут приняты решения, которые оказывают вред на окружающую природную среду, заключение будет отрицательное и проект в таком виде реализован не будет. Поэтому предлагаю положиться на мнение экспертов».
Отвечая на реплику Герасимова о том, что «чиновник не может говорить объективно», министр заметила: «Я говорю объективно и то, что думаю». И упрекнула самого комментатора: «Не понимаю, почему вы употребляете термин «полигон», в этом месте планируется технопарк, а проще — перерабатывающее предприятие. Пожалуйста, не вводите людей в заблуждение». Она также заверила: «Специалисты Минэкологии подтверждают, что земельный участок под технопарк не располагается и не пересекается ни с какими региональными охраняемым природными территориями».
Недавно Роспотребнадзор вынес предостережение о недопустимости нарушения законодательства. Алла Албегова считает, что если нормы закона будут нарушаться, «то никакой объект не будет построен. Для этого есть уполномоченные органы, в том числе прокуратура, которая надзирает за исполнением законодательства. Я доверяю мнению и действиям специалистов, экспертов, прокуроров и иных федеральных органов — уверена, что они не оставят без внимания любые нарушения законодательства. Поэтому обсуждать вопросы, по которым у меня нет компетенции (например, санитарное законодательство), я не в праве».
Албегова позже еще раз обратила внимание на неправомерное употребление термина «полигон», в то время как в Сосновском районе будет именно экотехнопарк.
Однако в пресс-релизе на сайте правительства Тамбовской области с официальной информацией о проекте «экотехнопарка «Центральный» говорится, что полигон там все-таки будет: «Проект предполагает строительство завода по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 4-5 классов опасности (твердые коммунальные отходы) мощностью 300 тысяч тонн в год и полигон захоронения отходов 4-5 классов опасности мощностью 240 тысяч тонн в год».
Любопытно, что на прежнем месте работы министра Аллы Албеговой, в Кировской области, судя по информации СМИ, происходили похожие события. Она занимала там пост министра охраны окружающей среды и ее критиковали как раз за позицию по поводу расширения полигона.
К примеру, издание «АиФ» в 2020 году пересказывало комментарий тогдашнего депутата Госдумы от Кировской области Кирилла Черкасова о происшедшей в Лубягино Кирово-Чепецкого района встрече с чиновниками по вопросу расширения мусорного полигона.
«Граждане пришли. Но сельский клуб всех не вместил. Люди попросили Албегову выйти к ним, но она так испугалась народного возмущения, что наотрез отказалась это сделать и через какое-то время спешно покинула Лубягино», — цитировали СМИ Кирилла Черкасова.
Он подчёркивал, что местные жители высказались против расширения полигона в Лубягино, считая, что это расширение «приведёт к серьёзной экологической катастрофе». Политик упоминает строительство и полигона в Осинцах, которое, по его выражению, «лоббировала министр охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова».
«Албегова тогда уверяла, что никаких проблем нет, а общественники, жители и эксперты заблуждаются. Сегодня функционирование полигона в Осинцах под большим вопросом», — писал Черкасов.
«Убеждён, что Лубягино вполне может стать «вятским Шиесом». Я надеюсь, что губернатор Кировской области (…) (зная о негативном опыте своего архангельского коллеги) сделает всё, чтобы этого не произошло. И для начала отправит в отставку министра Албегову, которая своими действиями дискредитирует всю региональную власть», — заключил тогда Черкасов.
Алла Албегова, как известно, действительно в итоге, спустя три года ушла в отставку и даже переехала в другой регион.