vk
30 сентября 2023 17:29:16
4381
Испугаются ли тамбовские подрядчики «последнего китайского предупреждения»?
Испугаются ли тамбовские подрядчики «последнего китайского предупреждения»?
Фото © Пульс дня

Часто общение региональных чиновников с подрядчиками по выполнению контрактов состоит из озвучивания распространенного в политологии и истории выражения «последнее китайское предупреждение», идиомы, означающей угрозы, о которых заведомо известно, что никаких действий за ними не последует

К примеру, в Тамбовской области, где последние пару лет участились срывы госпроектов по благоустройству, с такой риторикой выступает, в первую очередь, глава региона Максим Егоров. В 2022 году речь шла о «Дворах Тамбовщины», в этом году — о программе «Дорога к дому». Вот пример. Нагрянув в августе с проверкой к строителям в Тамбове он, по данным сайта правительства, заявил: «Некоторые подрядчики затягивают сроки выполнения работ. Такое впечатление, что контроль за ситуацией со стороны заказчика потерян. На площадках нет информации, рассказывающей о проекте. Вокруг грязь, мусор, строительство не ведется. Это недопустимо! Люди должны знать о сроках и истории проекта. А также успеть еще в теплое время года отдохнуть на благоустроенных территориях. Ведь все это мы делаем для наших граждан!».

На одном из объектов с предыдущим подрядчиком пришлось расторгнуть контракт, новый пока только закупает материалы для благоустройства…

И вот, как следует из сообщения на сайте правительства региона, глава города Тамбова Максим Косенков заявил, что «все работы по программе «Дорога к дому» будут выполнены к 1 сентября 2023 года». А глава региона Максим Егоров в ответ пообещал держать на личном контроле каждый объект программы.

— Нельзя допускать, чтобы работы уходили в глубокую осень или в зиму. Я требую должного уровня организации работ на всех этапах. Важно не допустить срыва сроков реализации программы. На тех территориях, где процент выполнения крайне низок или к благоустройству еще не приступили, поручаю ускорить темп проведения работ. Напоминаю главам городов о личной ответственности за реализацию этой программы, — заявил Егоров.

Но чуда после слов больших начальников, похоже, не произошло. На днях, как сообщало со ссылкой на местные СМИ издание «Гражданские силы.ру», сорваны сроки благоустройства и общественной территории «Автоград». Завершить работы фирма-подрядчик ООО «Азимут» должна была к 1 сентября, ещё две недели давалось на приёмку благоустройства. Однако, судя по фотографиям общественной территории, сделанным 14 сентября, и официальной документации, работы находятся в начальной стадии», сообщили средства массовой информации.

Благоустройство «Автограда» ведётся сразу по двум контрактам. Первый договор по итогам торгов был заключен в декабре прошлого года. За 28,1 млн рублей подрядчик должен был к 1 сентября заасфальтировать часть территории, уложить тротуарную плитку, смонтировать освещение, отремонтировать имеющиеся в «Автограде» мосты, писал OnlineTambov. Информации о завершении работ или переносе сроков в Единой информационной системе «Закупки» СМИ не нашли.

И вот уже мэр Максим Косенков после проверки работ по благоустройству «Автогородка», которое проводится в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» заявил про «жесткий» разговор с исполнителем.

«Разговор с подрядчиком сегодня был весьма жестким. Это один из трех объектов, работы на которых проводит эта организация. Надо было соизмерять свои силы, выходя на несколько аукционов. Потребовал вдвое увеличить число работающих на объекте», — написал градоначальник в своем аккаунте в соцсети «ВК».

При этом Косенков тут же и «подстелил соломки»: «Это один из масштабных и одновременно технически сложных объектов этого года (…). Конечно, всем нам хочется, чтобы работы на объектах благоустройства выполнялись в обозначенные в контрактах сроки. Но когда на одной чаше весов стоят сроки, а на другой – качество работ, то приоритетной считаю вторую позицию».

В прикрепленном видео Максим Косенков приводит причины отставания: проблемы с закупкой стройматериалов, удорожание. Он передал обещание подрядчика, что все работы будут закончены к 1 ноября. 

«Когда разговор идет о сроках, я, конечно, тоже, как и любой горожанин, на это критично реагирую и считаю, что все объекты должны выполняться в установленные контрактом сроки», — сказал он. Однако мэр и против того, чтобы в ущерб качеству «гнать-гнать к установленному сроку».

Один из комментаторов Сергей Третьяков выразил мнение: «Непонятно, зачем разрыли все весной, сделав не только недоступным для детей данный объект, но и просто опасным (ни ограждений, ни предупреждений), так и по факту работы начали только после окончания планируемого срока сдачи объекта, в итоге сейчас за месяц тяп-ляп сделают, а по весне все будет сикось-накось».

Могут ли муниципальные служащие использовать что-то, кроме «последнего китайского предупреждения» при взаимодействии с нерадивыми подрядчиками? Ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ, бывший глава муниципального округа «Тверской» города Москвы Яков Якубович прокомментировал изданию «Пульс дня» происходящие в регионах коллизии из-за срыва муниципальных контрактов.

«Часто подрядчики злоупотребляют тем, что главный критерий при выборе исполнителя по федеральному закону №44 это ценовой. Если подрядчик имеет хорошую материально-техническую базу, большой аппарат в части строительного контроля и т.д., он не назначает низкую цену за свои услуги. Однако есть такие, которые не имеют достаточного опыта и базы, но формально под критерии подходят, и им нельзя отказать, потому что Федеральная антимонопольная служба в случае жалобы на отказ может оштрафовать муниципальных чиновников. Часто на рынке можно встретить пул недобросовестных подрядчиков, меняющих вывески на своих фирмах и т.д., которые из-за наличия ценового критерия в законодательстве выигрывают контракты, а когда доходит до исполнения, у них не хватает техники, рабочих рук, возникают большие кассовые разрывы из-за покупки материалов и пр. В ответ на претензионно-исковую работу такие подрядчики могут «шантажировать» власти: «Мы просто бросим ваши объекты и мучаетесь с ними сами», а фирму ликвидируют. Власти вынуждены идти на уступки», — рассказал эксперт.

Якубович считает, что дело в несовершенстве федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако это не значит, что чиновники мэрии не могут ничего сделать. Пока закон не усовершенствовали, муниципалам необходимо тщательнее разрабатывать техническое задание на закупку, в частности — подробнее прописывать требования к работам, к материально-технической базе подрядчика и т.д. Можно сомнительные компании выявлять еще на этапе конкурсов и пр.