vk
15 мая 2022 17:08:11
602
Клинический психолог Ивановский рассказал, почему нам часто не хватает времени и как это исправить
Клинический психолог Ивановский рассказал, почему нам часто не хватает времени и как это исправить
Фото © Пульс дня

В современном ритме жизни многим людям постоянно не хватает времени на всё, что они хотели бы успеть сделать. Клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский объяснил, в чём кроются причины недостатка времени и как правильно управлять своим временем, чтобы успевать сделать всё самое важное

Эксперт подчеркнул, что многие из тех, кто задаётся таким вопросом, довольно смутно представляют себе, что такое время и как его определять. Дело в том, что для определения времени существуют различные формулировки, опирающиеся на философию, химию, физику и т.д., но главное, что нужно понимать – время не может существовать само по себе, отдельно от пространства, предметов и явлений, свойства которых меняются с течением времени. Чтобы говорить о времени, необходим кто-то, обладающий сознанием и способный фиксировать происходящие вокруг изменения. 

«Камни или другие неодушевлённые предметы претерпевают изменения, но сами по себе они время не осознают, а зафиксировать изменения с течением времени каких-то предметов может лишь человек. Человеческое сознание по меркам эволюции сформировалось относительно недавно, поэтому психическое восприятие времени может варьироваться. Времени может не хватать, оно может ускоряться в нашем восприятии, но бывают ситуации, когда время тянется медленно, и человек не знает, на что его потратить», — объясняет психолог.

Валерий Ивановский отметил, что субъективное восприятие времени меняется у людей с возрастом. Так, для детей нередко время тянется очень медленно, особенно в преддверии праздников или других интересных событий. А для многих взрослых время летит быстро и незаметно, и порой человек обращает внимание уже только на смену времён года. Восприятие времени, по словам эксперта, зависит от того, на какой стадии развития находится человеческое сознание. Дети находятся в сенситивном периоде, когда они познают окружающий мир и определяют своё место в этом мире. На сенсоры ребёнка поступает множество новых сигналов от окружающей природы и общества, которые мозг обрабатывает и тщательно фиксирует. Поэтому для детей время субъективно течёт очень медленно. В относительно небольшую единицу времени вмещается множество сигналов, которые необходимо сознательно воспринимать. А у взрослых людей, у которых уже накоплен большой жизненный опыт и вокруг происходит гораздо меньше чего-то нового, значительные отрезки времени как бы выпадают из сознания и проходят автоматически, не так заметно для самого человека.

Для большей наглядности Ивановский привёл пример катания на велосипеде. Когда человек только учится ездить, он внимательно фиксирует каждое своё движение, положение рук на руле и ног на педалях, контролирует всё, что он делает. А когда человек является уже опытным велосипедистом, езда не требует постоянного сознательного контроля. То же самое с ездой за рулём автомобиля – если человек едет по дороге с однообразными окружающими пейзажами и ни на чём не заостряет своё внимание, он может проехать целый час и потом удивиться тому, как много времени прошло и какое большое расстояние осталось позади. Чем больше новой информации нужно усваивать и чем больше осознанных действий приходится производить, тем медленнее тянется время.

Если говорить об ощущении постоянной нехватки времени, то оно зависит от того, как человек расставляет приоритеты и распределяет время, отведённое на запланированные дела. «Если целеполагание недостаточно чёткое, если нет чётких целей и задач деятельности, то сознание не выборочно, а одинаково активно реагирует на каждый поступающий сигнал. Хочется и поговорить по телефону, и почитать, и вздремнуть, и позаниматься спортом, и посмотреть телевизор, и т.д. Когда вся эта деятельность происходит бессистемно и неосознанно, возникает ощущение того, что ни на что не хватает времени. Это происходит от того, что человек недостаточно контролирует и регулирует свою жизнь, свои планы, цели и задачи своего развития», — объясняет психолог. 

Людям, живущим по более-менее чёткому распорядку, своего рода ежедневнику, гораздо проще распределять время и делать так, чтобы времени хватало на все запланированные действия. Кроме того, сам процесс составления планов является периодом анализа и синтеза своей жизни, что позволяет выделить главное и второстепенное и верно расставить приоритеты. Тогда воплощать задуманное становится проще.

Впрочем, чрезмерно полагаться на планирование и неотступно следовать заранее принятому графику тоже не стоит, говорит эксперт. Если исполнение планов становится навязчивой идеей, человек не может адекватно реагировать на постоянно меняющуюся реальность и подменяет настоящую жизнь своими планами. Мозг и нервная система специально предназначены для того, чтобы быстро реагировать на изменения внешней среды и подстраивать под них наше поведение. Если же следование чёткому плану становится самоцелью, это может привести к т.н. ананкастному поведению, которое в психологии считается одним из видов расстройства личности. Валерий Ивановский советует искать баланс между планированием и реальной жизнью, которая может вносить в планы свои коррективы. 

Клинический психолог напомнил, что даже взрослые люди могут простимулировать у себя такое восприятие времени, которое больше характерно для детей. «Если выспаться, встать утром, сделать зарядку, хорошо позавтракать и восторженно воспринимать всё происходящее вокруг, то время будет тянуться медленно, мы будем активно реагировать на каждый сигнал, поступающий извне. Если составить себе плотный график и осознанно делать каждое дело, может получиться длинный и насыщенный день», — подчеркнул Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников