vk
03 августа 2022 17:44:23
734
Названы причины нежелания молодых специалистов идти работать в школу
Названы причины нежелания молодых специалистов идти работать в школу
Фото © freepik

Система образования в школах выстроена так, что директора стремятся к максимальному наполнению классов и к максимальному сокращению количества учителей

Об этом журналистам заявил член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.

По разным данным, дефицит учительских кадров в России на сегодняшний день составляет около 250 тысяч человек, а в регионах только 10-20% выпускников профильных институтов остаются в профессии.

По словам Луховицкого, актуальнее говорить не в количестве педагогов, а об объёмах их работы, что является одной из причин нежелания молодых специалистов идти работать в школу. В качестве примеру он привёл Иркутск, откуда межрегиональный профсоюз работников образования получил документ, из которого следует, что на одного учителя в городе приходится 19 школьников. При этом нехватка педагогов составляет половину от числа работающих.

«Нетрудно посчитать, что работающим учителям приходится трудится вдвое больше, чем им положено. Не сомневаюсь, что такая же ситуация характерна для большинства российских регионов», – отметил Луховицкий.

Педагог-общественник не обошёл стороной и главную проблему отсутствия молодых кадров и общего дефицита учителей в средних общеобразовательных учреждениях – это, по его словам, «унизительная заработная плата», которую, в отличие от постоянно повышаемых требований, не повышали и, судя по всему, не собираются.

«Час моей работы в школе стоит 550 рублей. Плюс стимулирующие надбавки, которые могут дать, а могут и не дать», – отметил Луховицкий, добавив, что речь идёт о московской школе, поскольку в регионах час работы учителя стоит меньше, причём, иногда значительно меньше. При этом в среднем российский школьный педагог работает на 1,7 ставки.

«Не думая о том, что учитель получает мизерную зарплату, от него постоянно требуют инноваций, внедрения новых методов, медалистов, участия школьников в конкурсах и немыслимое количество отчётов. Я не говорю о том, что учителю, вне зависимости от его профессионализма, стажа и опыта постоянно указывают, как ему нужно работать. Учитель обязан не только учить, но и совершенствоваться, причём часто совсем не в области преподавания своего предмета», – отметил общественник.

Луховицкий добавил, что «сегодня большинство учителей проявляет «совестливость», мол, кто же будет учить детей, как мы можем бросить школу, кто если не мы, и так далее. До тех пор, пока педагоги не сообразят, что им надо отстаивать свои права, ситуация не изменится».

Есть, по его словам, и другой вариант развития событий – изменение отношения к ситуации со стороны Минпросвещения. Но такие перспективы весьма призрачны, считает эксперт.

Омбудсмен в сфере образования Амет Володарский считает, что за последние 30 лет в России так и не удалось сделать учителя авторитетом в обществе: школьный педагог не только перегружен, но и бесправен – достаточно коллективной жалобы на педагога, чтобы его с 90-процентной долей вероятности уволили, а система выстроена так, что учитель ещё и материально зависим от отношения к нему руководства, которое само решает, как и кого простимулировать.

«Педагогика остаётся всё той же остаточной сферой нашей жизни. В педвузы идут чаще всего не по призванию, а из-за недобора баллов на другие специальности. И как на это реагировать, если об этом на собственном примере говорит министр просвещения?» – говорит омбудсмен.

Отличник народного просвещения Надежда Мальцева рассказала изданию «Пульс дня», что со школьного учителя нужно снять не относящиеся к его предмету нагрузки. По её словам, отчётность в школах всегда «имела место быть», но сейчас объёмы документации достигли гипертрофированных объёмов и форм.

«Я работала в ведомственной школе, не относящейся к Министерству просвещения, так к нам очередь из учителей стояла, потому что к ГорОНО мы не относились, и проверяла нас раз в 3-4 года окружная комиссия. И ничего – и медалисты у нас были, и олимпиады выигрывали», – говорит педагог.

Мальцева считает, что тезис «в школу – по призванию» давно устарел, а постоянное напоминание о «любви к детям» – это благотворительность.

«Любить детей, безусловно, нужно. Но учителей «с большой буквы» много не бывает, так пусть будет больше просто профессионалов. Они придут в школу, если им будут достойно платить, и не будут учить их, как учить», – резюмировала педагог.

Ранее лидер думской фракции КПРФ Геннадий Зюганов показывал документ, по которому «уничтожали» отечественную систему образования. 

Автор: Руслан Романов