vk
26 сентября 2020 13:16:19
616
«Нельзя же сказать, что мы в следующем году упадем»: экономисты оценили, принятый кабмином план восстановления российской экономики
«Нельзя же сказать, что мы в следующем году упадем»: экономисты оценили, принятый кабмином план восстановления российской экономики

Правительство России одобрило общенациональный план действий по восстановлению экономики.

Об этом сообщается на официальном сайте кабмина. 

Как отмечает «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-релиз правительства, основными направлениями плана, рассчитанного до 2024 года, являются восстановление занятости и доходов населения, устойчивая траектория роста экономики и долгосрочные структурные изменения в ней с помощью новых технологий, возможностей рынка труда и образования, строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения. 

Еще до принятия правительством план в начале июля был представлен президенту Владимиру Путину. Тогда же стало известно, что он состоит из трех этапов и предусматривает около 500 мероприятий, на реализацию которых только в первые два года потребуется порядка 5 трлн рублей. 

В сентябре первый вице-премьер Андрей Белоусов ознакомил с ним сенаторов. 

По его словам, новый план должен обеспечить рост ВВП на 3,5% в год, располагаемых доходов населения – примерно на 2,5%, инвестиций в основной капитал – на 5% и более, ненефтегазового экспорта – на 3–4% в год.

За первый период — IV квартал 2020 – 2021 гг. — планируется восстановить наиболее пострадавшие секторы, включая малый и средний бизнес, и нормализовать уровень безработицы. Второй этап охватывает период 2022–2024 гг., где, по словам вице-премьера, нужно обеспечить «реализацию пяти национальных целей развития, поименованных в указе президента».

Для этого предполагается оказать поддержку частным инвестициям, импортозамещению, диверсифицировать оборонно-промышленный комплекс, поспособствовать развитию агропромышленного комплекса, а также реализовать девять дорожных карт трансформации делового климата и развития транспортной инфраструктуры.

При этом, ранее Минфин предложил программу сокращения расходов бюджета. В частности, на 10% планируется срезать траты по 50 «незащищенным» статьям и отменить индексацию зарплат чиновникам. 

Предлагается сократить траты, за исключением дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение так называемых публичных нормативных обязательств (социальные пособия, пенсии военнослужащим, которые в отличие от гражданских пенсий платятся из федерального бюджета, а не из бюджета ПФР, и т.д.), на содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам.

Отмечается, что последний раз подобное сокращение бюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. 

Как рассказал изданию «Пульс дня» экономист Денис Ракша, оснований для роста российской экономики нет. 

«В этом плане восстановления экономики по большому счёту есть две части. Одну из них правительство может и будет контролировать, а вторую не может и не будет. Первая связана с бюджетом и денежно-кредитной политикой – это доходы, расходы, курс рубля внутри определенного коридора и прочее, то есть то, чем правительство реально может управлять и на что оно может ориентироваться. И эти сценарные показатели как раз и заложены в этот план. Вторая же часть, которая относится к экономике: ВВП, доходы населения и всё остальное — это все рисуется исключительно из политических соображений. То есть сами они (в правительстве – прим. ред.) все прекрасно понимают. Потому что будем откровенны, правительство и в благоприятной ситуации не особо контролирует эти параметры, но может их более-менее прогнозировать. Поэтому, если вдруг случайно сложится так, что мы пройдем близко от заложенных в этом сценарии параметров, то в правительстве могут сказать, что их план реализуется. Если нет, что более вероятно, потому что едва ли можно серьезно говорить о 3,5%-м росте ВВП, то тогда можно будет сослаться на какие-то факторы, помешавшие этому плану. К тому моменту их может быть действительно много: это и санкции против России, и вторая волна коронавируса, и низки цены на нефть и так далее. 

В принципе уже сейчас понятно, что санкции будут, и при этом достаточно обширные. Так что в целом эта часть плана не имеет к реальной жизни никакого отношения. Так что, это сильно оптимистичный сценарий. Учитывая, что за первое полугодие прибыль корпоративного сектора упала в 2 раза, то откуда возьмутся инвестиции в следующем году? Соответственно, не будет никакого роста ВВП, а следовательно, и роста доходов населения. Даже доходы бюджета режутся. Потому что с одной стороны мобилизация доходов, с другой -— бюджетная консолидация, то есть, грубо говоря, они выжимают всех досуха, чтобы собрать деньги в бюджет, а из бюджета они никуда не идут, видимо, сохраняясь там на совсем уж «черный день». По этой же причине не расходуются и средства из Фонда национального благосостояния. При этом, как известно, в ФНБ идут деньги с нефтегазового сектора – все, что выше цены в 42$. А они довольно реалистично закладывают цену нефти среднегодовую, то есть, согласно их прогнозу, остаток года она должна быть ниже 32$ за баррель, что при второй волне вполне возможно. И это еще один фактор в пользу того, что для роста всем заявленным в плане показателям нет никаких оснований.

Тем более, что все развитые экономики показывают, что у них роста не будет, там, дай Бог, чтобы не падали, а у нас вдруг прогнозируется совершенно обратное. Как будто нас внутренний рынок вытянет.

А делается это все для того, чтобы, с одной стороны, на основе прогнозов Минэкономразвития построить всю бюджетную политику на ближайшее время. А значит собирать доходы будут исходя из благоприятного положения экономики. Общая экономическая ситуация при этом может идти вниз, но налоговое бремя и жесткость налогового администрирования увеличиваться. Ну, и во-вторых, народу-то нужно показать, что у нас все хорошо. Нельзя же сказать, что мы в следующем году упадем ещё на 5%, лучше же сказать, что вырастем на 3,5%», — считает Денис Ракша. 

По данным же Счетной палаты, уровень бедности по итогам второго квартала текущего года вырос на один процентный пункт по сравнению с уровнем первого квартала и составил 13,5%.

По данным ведомства, это создало риск того, что национальная цель по снижению бедности в два раза к 2030 году может быть не достигнута.

Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин со ссылкой на данные Росстата сообщил, что в России бедность продолжает расти и достигнет к концу года 19,5 млн человек. 

Автор: Денис Калугин