vk
22 августа 2023 14:46:16
264
«БРИКС – это пока клуб по интересам»: какие вопросы будут подниматься на саммите в ЮАР
«БРИКС – это пока клуб по интересам»: какие вопросы будут подниматься на саммите в ЮАР
Фото © из открытых источников

Одной из первостепенных задач нынешнего саммита БРИКС является обсуждение основ формализации отношений меду участниками объединения и его расширение. Потому что БРИКС в перспективе может заменить подконтрольные Западу международные институты. Такое мнение изданию «Пульс дня» высказали эксперты

Сегодня, 22 августа, в ЮАР начал работу саммит БРИКС, который продлится три дня. Известно, что на нем будут обсуждаться проблемы глобального Юга, вопрос вступления новых членов, вопросы выработки платежных инструментов с использованием национальных валют стран-участников и другие.

«Одним из важнейших результатов существования БРИКС является повышение интереса к объединению со стороны многих стран, как структуре которая генерирует новый мировой порядок на основе многополярности мира. В будущем, полагаю, именно БРИКС может сформировать новые международные институты, которые станут альтернативой международным организациям и объединениям. Это, например, Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный олимпийский комитет и так далее. Думаю, что сейчас одним из основных вопросов саммита можно назвать именно расширение этого объединения за счет принятия новых членов. Кроме того, на саммите может идти речь и об институализации объединения, то есть выработке формальных механизмов взаимодействия между старыми и новыми членами объединения. Наконец, саммит будет направлен на углубление и расширение экономических связей между разными странами, которые стремятся осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность в обход доллара, западной банковской системы, системы SWIFT и так далее. Иными словами, именно на базе БРИКС могут быть сформированы экономические связи, где Запад не будет обязательным элементом», — считает старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров.

Известно, что официальные заявки о вступлении в БРИКС уже поступили от 23 стран. Среди них Алжир, Аргентина, Бангладеш, Бахрейн, Белоруссия, Боливия, Куба, Египет, Эфиопия, Гондурас, Индонезия, Иран, Казахстан, Кувейт, Марокко, Нигерия, Палестина, Саудовская Аравия, Сенегал, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла и Вьетнам. Кроме того, на саммит приглашены делегации 67 стан глобального Юга, в том числе и Африки.

«В свете саммита БРИКС уместно вспомнить недавно прошедший в РФ форум «Россия — Африка», на котором скорее всего обсуждалось и участие африканских государств в нынешнем саммите БРИКС, хотя об этом официально и не говорилось. Тот факт, что на форуме «Россия – Африка» были представлены не все страны этого континента, а две трети из них, свидетельствует о том, что в некоторых из африканских стран все еще сильно влияние Запада. Но я бы смотрел на это иначе. Дело в том, что сам факт, что делегации большинства африканских государств в открытую и официально прибыли в РФ и обсуждали здесь перспективы сотрудничества, говорит о серьезном развороте Африканского континента к идее многополярного мира, которую транслирует Россия и другие участники БРИКС», — пояснил Шадров.

В свою очередь кандидат экономических наук Михаил Беляев напомнил, что БРИКС до сих пор не является формализованным объединением.

«У БРИКС нет устава, правил приема новых членов, не определены взаимные права и обязанности его участников. По сути, БРИКС — это пока клуб по интересам. Тем не менее, участники объединения прекрасно понимают, что такая формализация необходима для эффективной работы объединения. Поэтому, думаю, что на саммите будут подниматься не только вопросы принятия новых членов, но и определяться механизмы придания объединению формальных черт», — отметил Беляев в разговоре с изданием «Пульс дня».

По словам экономиста, интерес к БРИКС во всем мире повышается с тем, как обретают свою мощь экономики Китая и Индии. Причем, по мнению Беляева, Индия давно уже примеряет на себя роль не только регионального лидера, но и мирового. Россия при этом также важна для БРИКС уже хотя бы потому, что именно наша страна способна обеспечить энергоресурсами, в том числе и атомной энергией, страны объединения и тех, кто хочет присоединиться к БРИКС и поддерживает идею многополярного мира.

В то же время, по мнению западных обозревателей, экономический рост КНР сейчас замедлился и может перейти в затяжную стагнацию из-за закредитованности и разрушения связей с Западным миром. 

Одновременно на Западе говорят и о том, что КНР намерена за счет расширения БРИКС придать объединению статус геополитического противовеса Большой семерке, куда входят крупнейшие западные страны – США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция и Япония.

«Если мы расширим БРИКС, чтобы он отвечал за долю мирового ВВП, как G7, тогда наш общий голос в мире станет сильнее», — цитирует газета Financial Times слова представителя Китая, который захотел остаться анонимным.

Впрочем, против расширения БРИКС может выступить Индия. И мотивы этой страны в этом вопросе, по мнению индийского обозревателя агентства Bloomberg Михира Шармы, будут связаны со стремлением ограничить усиление позиций Китая. По мнению аналитика, и Индия, и Китай стремятся к лидерству в блоках, участниками которых они являются.

Дискуссионным является и вопрос создания единой валюты БРИКС, идея которой сейчас обсуждается и в БРИКС, и экспертным сообществом.

«Создание такой единой валюты возможно, но нужно понимать, что это может быть некая наднациональная валюта, применение которой будет не обязательным условием, а одной из возможностей для проведения расчетов между участниками БРИКС. Полагаю, что изначально создать такую наднациональную валюту могут лишь несколько стран объединения с перспективным расширением ее применения для взаимных расчетов между другими странами. Но для этого необходимо расширение экономического взаимодействия между этими государствами, которое сейчас зачастую строится в основном по линии сотрудничества с Китаем. Определенную сложность будет составлять установление справедливого курса такой наднациональной валюты, но это уже техническая сложность», — высказал точку зрения экономист. 

Впрочем, есть и аргументы не в пользу единой валюты БРИКС. 

По мнению экономиста Алексея Порошина, больше всего сложностей будет в использовании такой валюты в качестве резервной. Потому что мировые резервы на 60% сформированы долларом, еще на 20% евро, и лишь 3% из них приходится на юань. Кроме того, препятствием для создания единой валюты может стать и отсутствие договоренности о балансе с юанем, ведь в таком случае национальные валюты других участников БРИКС утратят позиции в общей корзине валют. К тому же сам Китай явно не заинтересован в появлении конкурентной резервной валюты. Если же использовать валюту БРИКС только как расчетную, то по мнению Порошина, для начала странам-участникам необходимо уйти от взаиморасчетов в долларах и увеличить расчеты в собственных национальных валютах.

Ранее эксперты рассказали «Московской газете» о перспективах окончания мировой гегемонии американского доллара.

Автор: Андрей Мединский