vk
18 сентября 2021 12:38:40
693
Владивосток может трансформироваться в даунтаун с доступными квартирами
Владивосток может трансформироваться в даунтаун с доступными квартирами
Фото © Пульс Дня

В Приморье планируют построить город-миллионник

С начала 90-х годов было рассмотрено не менее восьми концепций создания Владивостокской агломерации юга Приморья. Последняя — в октябре 2014 года. В нее предлагалось включить четыре муниципалитета: Владивосток, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. Но в развитии этого закона мало что происходило. Вопрос о создании Владивостокской агломерации был рассмотрен на Восточном экономическом форуме, в рамках которого администрация города озвучила несколько идей по застройке более 1100 га городских земель. Так, в Минвостокразвития планируют построить город-миллионник, объединив Владивосток с Артемом. Кроме того, уже подписано соглашение о сотрудничестве в реализации проекта города Спутника в ТОР «Надеждинская» в Приморском крае. Девелоперы уверены, что естественным направлением развития города является пригород и Надеждинский район. Только это, по их мнению, может обеспечить население доступным жильем и расширить рынок сбыта недвижимости. 

По пути Европы и Азии 

Проект Владивостокской агломерации и, в частности, строительство города- Спутника станет очень серьезным и необходимым шагом для развития мегаполиса «Большой Владивосток», считают девелоперы и риелторы Приморья. Строительство жилых комплексов планируется на участке площадью одна тысяча гектар, на котором можно возвести больше 2,5 млн квадратных метров жилья.

Директор компании «Стройзаказ» Олег Пикалов уверен, что в самой идее агломерации есть абсолютно разумное зерно, именно так развиваются все современные зарубежные центры: Токио, Йокогама, Гонконг и другие развитые города: «В Азии и Европе часто агломерационное объединение происходит вокруг одного даунтауна, и это правильная концепция. Что касается нашего региона, на мой взгляд, ключевых функций государства в части строительства агломерации всего две: необходимо создать удобную, продуманную транспортно-логистическую схему, которая позволяла бы жителям добираться от места жительства до пункта «Б» в максимально сжатые сроки – за 30-40 минут, и технические условия — вода, канализация, электричество. Также нужно сформировать участки под строительство и выставить на аукционы. Все остальное сделают сами застройщики». 

По мнению гендиректора ООО СЗ «ДаВинчи Групп» Алексея Исакова, вектор развития Владивостока задан, это большая цель к чему нужно стремиться. 

«Осуществим ли проект города Спутника? Думаю, да. Единственный вопрос — это время. Не стоит рассчитывать, что люди поедут в Приморье сами по себе, только если построить дома. Ключевая и комплексная задача – привлечь население в эту агломерацию. Ведь нужно понимать, что застройщики строят на кредитные деньги. И если банк не видит возможности реализации квартир, то кредит не даст. Поэтому «сначала деньги, потом стулья». В первую очередь, необходимо создать льготный режим для всей территории, затем – ввести новые производства и только в этих условиях начинать строить новые «города-спутники» Владивостока», — уверен эксперт.

А кто поедет?

Правительство России не первый год возводит развитие Дальневосточного региона в пул приоритетных задач. В этой связи были реализованы многочисленные программы и предприняты значимые шаги, направленные на уменьшение оттока населения в ДФО и привлечения людей в регион. Создание Владивостокской агломерации и города-миллионника в этой связи дало бы значительный толчок в реализации обозначенных планов. Однако, для этого потребуются важные дополнительные меры, считают специалисты.

Директор ГК «Метры» Владимир Закурко полагает, что в агломерации жилье будет стоить значительно дешевле, чем в самой столице ДФО – ниже 100 тыс. рублей за «квадрат»: «Допускаю, что недостатка в покупателях не будет. Во-первых, подтянется край и глубинка. К примеру, семья из четырех человек сможет продать «гостинку» за 4 млн рублей и переехать в малогабаритную 2-х комнатную квартиру за эти же деньги. Также квартиры станут востребованы у любителей пригорода, поскольку в некоторых жилых комплексах города -Спутника акцент будет сделан на экологию. Привлекательным город станет как для пенсионеров, любящих тишину и покой, так и для прогрессивной молодежи, так как на 1000 гектарах найдут место и реализуют несколько проектов для различных категорий людей. Одним словом, так как в крае немало людей, у которых квартирный вопрос стоит очень остро, многие приморцы захотят переселиться в новые дома». 

Что касается привлечения в Приморье «значимых людей» из других регионов, здесь задача стоит посложнее, считает Закурко: «Я неоднократно говорил и повторю, что вопрос — не в стоимости квадратного метра и не в дешевизне ипотеки. Это важно, но, по сути — вторично. Необходимо предоставить переезжающим достойную, высокооплачиваемую работу. Только при условии, что зарплаты у нас раза в два будут выше, чем в средней полосе, а стоимость товаров и услуг — на том уровне, к которому привыкли переезжающие. Приморье станет для них интересным с точки зрения проживания».

Алексей Исаков также считает, что, судя по развитию коронавирусных мер ожидать кого-то, кто приедет в регион издалека не приходится. 

«Но если сделают ряд льготных послаблений для населения Дальнего Востока, которые будут действительно сильно отличаться от западной части России, то возможно это усилит приток желающих пополнить ряды приморцев. Помимо строительства жилья, что, кстати, также небыстрый процесс, необходимо дать людям работу. А чтобы заводы и фабрики начали открываться в нашем регионе, необходимо «обнулить» налоги для предприятий. Тогда уже завтра к нам выстроится очередь из бизнесменов, которые захотят здесь создавать новые заводы и предприятия. Для такого кардинального проекта как удвоение и даже пятикратное увеличение населения города (по некоторым заявлениям, население должно вырасти до 2,5 млн человек!) нужны радикальные меры», — поясняет девелопер.

О наболевшем 

Эксперты солидарны в том, что любое развитие региона автоматически скажется на повышение привлекательности, прежде всего самого Владивостока. Дальше мнения риелторов и девелоперов расходятся. Первые уверены, что стоимость квартир в городе априори не снизится, но в самой новой агломерации цены на жилье должны быть доступными. Застройщики полагают, что на фоне сдержанного спроса и высокой конкуренции выходящих на рынок проектов, маржинальность строительного бизнеса упадет достаточно значительно. 

Так, Владимир Закурко уверен, что масштабная стройка не снизит цены на жилье в самом Владивостоке. Стоимость «квадрата» будет расти: «Этому есть все предпосылки. Наш город становится все более известным благодаря крупным мероприятиям, которые здесь проводятся и пиару, с ними связанному. Дальневосточная ипотека под 0,1% привлекает к нам людей из других регионов, особенно много едут к нам из средней полосы, пока что снимают квартиры. А если начнут покупать жилье – спрос еще больше вырастет. Соответственно, при наличии высокого спроса, застройщикам снижать цены на квартиры будет просто не выгодно», — говорит риелтор. 

Олег Пикалов прокомментировал ценовую политику, которая складывается на рынке сегодня: «Рынок уже «перегрет». Сегодня в проектах готовятся выйти еще больше 50 тысяч новых квартир при неудовлетворенном спросе 7-10 тысяч квартир. За счет чего спрос может резко увеличиться, мне лично непонятно. Мигранты пока жилье покупать не готовы. Переселенцам нужны мощные мотивирующие программы господдержки. Кроме того, естественный отток из региона не уменьшается. Кто зарабатывает, тот едет в Москву. Тут остаются люди либо ограниченные в средствах, либо уже обеспеченные жильем. Высокий спрос на жилье иссякнет уже в следующем году. А в течение 1-2 лет застройщики придут к уровню рентабельности в 25-30%. При себестоимости строительства в районе 60 тысяч рублей за «квадрат» продажная цена выйдет на уровень 80-90 тысяч рублей за квадратный метр».

«Как всегда, в реальности все получается гораздо интереснее планов, — говорит ситуацию директор агентства недвижимости «Городской риэлтерский центр» Сергей Косиков. — Мы естественным путем идём к тому, что Владивосток станет миллионником. Также естественным путем вышли проекты в Надеждинске, на Дефризе, в Трудовом, в Садгороде. И теперь пул объектов, которые планируется построить в направлениях в сторону Артема и Надеждинска даст больше 300 тысяч новых квартир. Отмечу, что эти проекты сразу предусматривают организацию комфортной жизни. А это значит, что и люди сюда поедут. Работы в нашем регионе хватит всем — на рынке катастрофическая нехватка и квалифицированных кадров, и просто рабочих рук».

Автор: Анна Мацовская