vk
07 сентября 2021 13:53:57
295
ВЦИОМ: четверть россиян уверены, что госкомпании используют персональные данные для контроля за гражданами
ВЦИОМ: четверть россиян уверены, что госкомпании используют персональные данные для контроля за гражданами
Фото © Пульс дня

Ранее СМИ сообщили об увеличении запросов данных пользователей со стороны госорганов

Более половины россиян (62%) осведомлены о целях использования их персональных данных, ничего не знают об этом – 37%. К таким выводам пришли социологи в ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Ассоциацией больших данных. 

За последний год жители нашей страны указывали свои данные с целью получения банковских услуг (49%), давали разрешение на определение своей геолокации (46%), регистрировались на сайтах госучреждений (45%), оформляли доставку на дом (38%), делились информацией в соцсетях (38%). Заполняли анкету для получения скидочной карты в магазине (35%). 

Государственные компании используют полученные данные для подтверждения личности – считает 37% респондентов; чтобы упростить процедуру получения услуг – 32%; взять под контроль жизнь людей – 26%; улучшить сервисы, товары и услуги – 19%; предложить товары и услуги – 18%. 

Что касается коммерческих компаний, то здесь немного иная картина: 42% опрошенных посчитали, что частные организации используют полученные данные, чтобы предложить товары и услуги,  28% – улучшить сервисы и товары, 25% – подтвердить личность, 20% – упростить процедуру получения услуг, 17% – ради незаконной продажи персональных данных.

Согласно результатам исследования, молодые люди в большей степени склонны считать, что их данные находятся в безопасности. Почти половина респондентов 18-24 лет полагает, что их персональные данные защищены, тогда как в среднем по выборке такого мнения придерживаются 23% опрошенных (11% граждан в возрасте 60+).

Президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова, в свою очередь, считает, что персональные данные позволяют компаниям управлять производствами, повышать эффективность бизнес-процессов, улучшать сервисы и создавать новые продукты. 

При этом, по словам Серебряниковой, большая часть общества, в том числе люди старшего поколения, недостаточно информирована о сферах применения данных и способах их защиты. 

«Важно, чтобы люди понимали, для чего собираются их данные, и могли осознанно распоряжаться ими. Для этого необходимо вести системную работу, направленную на повышение грамотности россиян в вопросах обращения с данными», — подчеркнула президент Ассоциации больших данных.

В то же время СМИ сообщают, что за первое полугодие 2021 года количество  запросов данных пользователей «Яндекса» со стороны госорганов выросло на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь власти 19 650 раз запрашивали сведения, почти 15,5 тысяч запросов были удовлетворены.

В компании подчеркивают, что рассматривают те запросы, которые поступили по официальным каналам и соответствуют всем требованиям. Сведения запрашивают МВД, Следственный комитет, прокуратура, ФАС, ФТС, суды и другие органы.

Напомним, с 1 сентября 2021 года вступили в действие обязательные требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных к распространению. Субъект персональных данных может установить запреты или конкретные условия обработки части информации, в частности, запрет на какую-либо обработку персональных данных неограниченным кругом лиц. Распространение персональных данных должно быть приостановлено в любое время по требованию субъекта, даже если он давал на это согласие.

Ранее эксперты рассказали, легко ли мошенникам подделать биометрические данные человека при авторизации.

Автор: Алёна Лобанова