vk
14 августа 2021 14:28:07
506
В Приморье предрекли потерю контроля над рынком труда после введения для мигрантов статуса «самозанятых»
В Приморье предрекли потерю контроля над рынком труда после введения для мигрантов статуса «самозанятых»
Фото © Пульс Дня

Территориальная близость Приморского края со странами АТР традиционно позволяла работодателям региона эффективно использовать иностранную рабочую силу на своих предприятиях. Чаще всего квалифицированные мигранты из стран Азии трудоустраивались на приморские стройки, в ресторацию и гостиничный сегмент. Именно эти направления — наиболее развивающиеся и успешные в Приморском крае. Однако пандемия коронавируса «закрыла» границы и поток иностранной рабочей силы из Китая, Вьетнама и КНДР иссяк. Нехватка российских специалистов привела к дефициту кадров на территории региона. Попытка купирования этого вопроса с помощью мигрантов из Дальнего зарубежья привела к началу роста количества нелегалов, не желающих узаконить свой статус пребывания на территории Приморья. 

Для Приморского края Узбекистан является Дальним зарубежьем. Чтобы привести оттуда рабочую силу, нужно затрать большие средства. По словам экспертов, такие расходы приемлемы только для состоятельных предприятий, у которых годовой доход составляет не менее 2 млрд рублей. 

Как пояснил председатель правления ПРОО «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений», член Общественной палаты Приморского края Сергей Пушкарев, для малого и среднего бизнеса, который превалирует в общей массе субъектов РФ, напрямую везти людей из стран Дальнего зарубежья слишком накладно. Поэтому, предприниматели стараются использовать в качестве рабочей силы тех мигрантов, которые въезжают на территорию нашей страны самостоятельно и квалификация которых, мягко говоря, под сомнением: 

«Но наши бизнесмены «выкручиваются», экономя на сокращении издержек в части заработных плат таких работников. Чаще всего гости из зарубежья трудоустраиваются под «честное слово» работодателя, без оформления трудового договора. И вести учет таких работников практически невозможно». 

За последние полгода, по данным из отчета миграционного ведомства, на территории Приморского края зарегистрировано 42 188 человек. В прошлом году их количество было ненамного меньше — 39079. Из находящихся на территории края иностранных граждан, 27634 человек прибыли, из стран не являющихся членами ЕАЭС (Узбекистан, Таджикистан, Украина, Азербйджан). В большинстве своем, это выходцы из Узбекистана — 24490 человек (88,6%). 

В период пандемии, когда были обеспечены условия для правового урегулирования, легализации за незначительные нарушения, приостановлены все сроки по депортации, из общей массы мигрантов, патенты получило только 11467 человек, а переоформило патенты — 33 человека. Причем, исходя из полученных уведомлений, поступивших от работодателей, на работу официально было трудоустроено всего 1794 человека из более чем 11 тысяч получивших патенты. То есть, все это время большая часть иностранцев работала в Приморье с нарушением миграционного и трудового права. Иностранные гости старались максимально сэкономить, пребывая на территории России без оформления патента как можно более длительное время, до 15 июня, когда в соответствие с указом предполагалось снять мораторий.

Когда тянуть было уже больше нельзя, все иностранцы кинулись оформлять свой правовой статус практически одновременно, создавая беспрецедентные очереди в миграционной службе. Стоимость патента — в районе 6,7 тыс. рублей. Это ежемесячная плата — НДФЛ, некий «единый налог» за право трудовой деятельности во время пребывания на российской территории. Получив патент, иностранный гражданин может трудоустраиваться по своему усмотрению и зарабатывать хоть 200 тысяч рублей в «серой зоне». Никакие дополнительные выплаты в бюджет для него не предусмотрены в то время, как российский гражданин платит значительные налоги в социальные фонды (ПФР, ОМС, СС)».

Впереди — новый проект закона, который предполагается ввести с 2024 года. В соответствии с ним мигрантам могут предоставить возможность работать на территории РФ в статусе самозанятых. 

«Мы считаем, что предлагаемое пунктом 1. ст. 83 проекта ФЗ «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» право иностранным гражданам, включенным в реестр осуществлять трудовую деятельность у любого работодателя или заказчика работ, включенного в электронный реестр работодателей, привлекающих иностранных работников, а тем более осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации в качестве самозанятых иностранных граждан  приведет к полной разбалансировке рынка труда в субъектах РФ и никаким образом не устранит существующие сегодня проблемы рынка внешней трудовой миграции, а наоборот усложнит их,  — говорит Сергей Пушкарев. — Если в настоящее время патенты для работы у физических лиц получают более 60% безвизовиков, то с введением ст.84. проекта ФЗ «Условия осуществления трудовой деятельности в России самозанятым иностранным гражданином» этот показатель увеличится до 99%». 

По словам эксперта, заложенное в статью 83 право самозанятого иностранного гражданина, заключать договор с физическим лицом в устной форме, во-первых, не гарантирует соблюдение обязательств по выполнению условий охраны труда работодателем перед таким работником. А во-вторых, освобождение заказчика работ от обязанности «уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении  с данным иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора на выполнение услуг в течение трех рабочих дней со дня его заключения» исключает  контроль за рынком труда в субъекте РФ и делает возможным уход трудовых мигрантов в теневой рынок труда.

«Помимо всего прочего, применение формы самозанятых для иностранных граждан приведет к подмене трудовых отношений и создаст неравные конкурентные преимущества в отношении российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность у тех же работодателей за счет экономии средств отчислений в различные бюджетные и социальные фонды Российской Федерации, что составляет от 30% до 37% от ФОТ штатного работника, работающего по трудовому договору. В этой связи, мы предлагаем исключить из проекта федерального закона Статью 84. «Условия осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации самозанятым иностранным гражданином», — подчеркнул член Общественной палаты Приморья.

Сергей Пушкарев считает, что навести порядок в использовании трудовых мигрантов из безвизовых стран — первостепенная задача: «Существующее положение на рынке трудовой миграции из безвизовых стран ставит под угрозу принципы, изложенные в Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 – 2025 годы согласно которым (цитата): «Основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем». Только так и не иначе!»

Автор: Анна Мацовская