vk
24 января 2022 13:49:46
464
«Зеленая» энергетика не избавит Европу от газовой зависимости
«Зеленая» энергетика не избавит Европу от газовой зависимости
Фото © Пульс Дня

Газ продолжит играть существенную роль в энергобалансе, несмотря на рост доли ВИЭ

«Зеленая» энергетика является одной из основных составляющих идеологии безуглеродной экономики, закрепленной рядом программных документов Евросоюза. Страны ЕС стремятся сокращать выбросы парниковых газов, отказываясь от «грязных» источников энергии, в первую очередь, угольной генерации, и наращивая мощности «зеленой» генерации.

Выработаны целевые показатели увеличения ее доли к определенным временным рубежам, но в реальности их достижение наталкивается на ряд сложностей. В разных странах с ними пытаются справиться по-разному. Показательным можно считать пример Германии – локомотива экономики ЕС и наиболее передовой в реализации «зеленых» инициатив страны. 

В отличие от соседней Франции, для которой атомная энергетика играет чрезвычайно важную роль, Германия постепенно выводит из эксплуатации свои АЭС, поскольку считает их опасными. Сворачивание немецкой атомной энергетики ускорилось после аварии на Фукусиме в 2011 году, которая для немецкого руководства стала дополнительным аргументом в пользу отказа от «неэкологичного» атома в пользу более «чистых» источников энергии.

Германия поставила цель полностью отказаться как от ископаемого топлива, так и от атомной энергии. Еще в 2010 году АЭС производили более 20 процентов потребляемой в Германии электроэнергии, а в 2022 году уже должны быть закрыты последние атомные блоки.

Уголь – еще один главный «враг» экологии в глазах немецких политиков. Угольная генерация тоже сворачивается, хотя и не так быстро. В 2018 году была прекращена добыча каменного угля, с тех пор его импорт существенно сократился. Бурый уголь пока еще добывают, но и его потребление падает – уже в этом году мощность угольной генерации должны сократиться на четверть, а к 2038 году должен быть закрыт последний блок угольной ТЭС в стране. 

Газ же «врагом» не считается – это, скорее, «временный союзник» на пути энергетического перехода, поскольку газовые энергоблоки используются в качестве маневренных мощностей. 

«Газ считается более чистым топливом, поскольку при его сжигании выделяется меньше парниковых газов в перерасчете на выработанную электроэнергию. Поэтому новые газовые блоки строятся и потому, что они замещают выводимые из эксплуатации угольные блоки, и потому, что со строительством новых ВЭС и СЭС растут потребности в балансировке их крайне неравномерной выработки и, следовательно, маневренных мощностях», – поясняет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Поэтому по мере развития ВИЭ потребность в газе растет, а не падает. Отсюда парадокс: чем «зеленее» энергетика, тем больше страна закупает газа и тем выше вероятность, что цены на него подскочат в случае резкого падения выработки ВИЭ, когда необходимо компенсировать нехватку электроэнергии. Это и случилось в прошлом году в Европе. 

«За последние десять лет доля возобновляемых источников энергии в европейском энергобалансе резко выросла – вроде бы и хорошо, она стала играть значимую, заметную роль. Что же здесь скажешь? Вроде как и слава богу. Однако главной отличительной чертой этого сектора является непостоянство выработки электроэнергии. Нужны большие резервные мощности. И если случаются серьёзные провалы генерации, в первую очередь из-за особенностей погоды, то этого резерва попросту не хватает. Именно это и произошло в нынешнем году, когда из-за снижения выработки на ветряных электростанциях на европейском рынке сложился дефицит электроэнергии. Цены на неё подскочили, что стало спусковым крючком, триггером и для роста газовых котировок на спотовом рынке», – отметил на «Российской энергетической неделе» в конце прошлого года президент РФ Владимир Путин.

Есть еще одна причина, по которой потребление газа как минимум сохранится на высоком уровне даже при большой доле возобновляемых источников – необходимость обеспечивать города теплом в холодное время года. Городские ТЭЦ являются одним из основных потребителей газа, и именно благодаря им в отопительный период его потребление резко растет. Они – неотъемлемая часть городской инфраструктуры, без них город обойтись не может. В Европе газовые ТЭС в какой-то степени замещаются ТЭС на биотопливе, древесных пеллетах, но пеллеты имеют довольно сложную логистику – их надо произвести на деревообрабатывающих и сельскохозяйственных предприятиях, привезти на ТЭС, загрузить, после сгорания выгрузить и утилизировать золу и пр. Поэтому пеллеты не в состоянии заменить газ в отоплении больших городов, они – это решение для малых населенных пунктов и частных домов. Газ для отопления всегда будет выгоднее и пеллет и любого другого энергоносителя. 

«ТЭЦ – самый эффективный источник энергии в плане использования топлива. Их доля высока во многих странах. Отказ от ТЭЦ означает перестройку инфраструктуры централизованного отопления», – отмечает глава правления АО «СO ЕЭС» Федор Oпадчий. По его мнению, это, а также сложности в развитии «зеленой» энергетики обуславливают сохранение роли традиционной генерации. 

«В энергосистемах многих стран тепловая генерации еще долго останется одной из основных», – считает эксперт.

Стоит отметить, что в Европе также хорошо понимают описанные выше проблемы. Поэтому та же Германия не ставит отказ от газа первостепенной целю своей политики «энергетического перехода». Сократить его потребление можно было бы за счет общего сокращения потребления энергии путем внедрения технологий энергосбережения и энергоэффективности, но пока усилия в этом направлении не принесли сколько-нибудь значимых результатов. В прошлом году правительству пришлось признать, что поставленные ранее цели по снижению потребления электроэнергии придется пересматривать.
Если раньше о сохранении роли газа предпочитали не говорить, то новое правительство Германии заявило, что видит в газовых ТЭС «предпосылку» успешного энергоперехода и газ будет использоваться использовать «еще длительное время». 

Таким образом, пока что нет предпосылок ожидать снижения потребления газа в ведущей экономике Европы, на которую приходится значительная доля экспорта российского газа в ЕС. 

Автор: Мария Артемова