vk
18 февраля 2022 16:26:36
1788
Капремонт моста на границе Ленинградской области и Карелии может перекрыть дорожную артерию в Арктику
Капремонт моста на границе Ленинградской области и Карелии может перекрыть дорожную артерию в Арктику
Фото © коллаж Пульс дня

Город Подпорожье в Ленобласти расположился на двух берегах реки Свирь. На правый берег приходится малая часть и прилегающие деревни. Единственной возможностью перебраться через реку все эти годы был мостовой переход на гребне плотины Верхне-Свирской ГЭС. Состояние станции, которая строилась политзаключенными Свирлага, давно было признано аварийным и капитальный ремонт оказался неизбежным

Проезд закрыли. В этой связи многие правобережные предприятия, в том числе лесозаготовительные, прекратили работу — возможность возить грузы по бездорожью через Карелию предпринимателей не радовала. Новый мост протяженностью 727 метров, по оптимистичным прогнозам строителей, планируют построить в этом году. Событие долгожданное — в случае открытия объекта возродят работу закрывшиеся предприятия, возобновится дорожное сообщение с сельскими поселениями. Также новый мост в Подпорожье станет важным транспортным узлом, соединяющим материковую часть Северо-Запада с Кольским полуостровом только в том случае, если будет принято решение по капитальному ремонту Лодейнопольского моста, на который сегодня приходится основной транспортный поток, идущий к Северному Ледовитому океану. А решение может быть принято в самое ближайшее время.

Реконструкция неизбежна

Лодейнопольский мост проходит через реку Свирь в Ленинградской области восточнее города Лодейное поле. По мосту проходит федеральная автомобильная дорога Р-21 «Кола» и железнодорожный путь линии Янисъярви – Лодейное поле Октябрьской железной дороги. Есть и пешеходная часть. Мост построен полвека назад, поэтому многие конструкции давно нуждаются в капитальном ремонте или замене.

Дорожное покрытие моста, по которому ежедневно проезжает порядка 10 тысяч автомобилей, покрыто трещинами и выбоинами. Кроме того, там разрушаются перекрытия, деформируются перила. Ямочный ремонт делают почти ежегодно, но всем понятно: требуются более масштабные мероприятия. Мост находится в предаварийном состоянии и последствия его разрушения или просто ограничения движения будут иметь существенные потери для экономики Северо-Запада и значительные неудобства для населения. Лодейнопольский мост продолжает оставаться жизненно важной артерией не только региональной, но и федеральной транспортной инфраструктуры. Р-21 — единственная федеральная трасса, которая по кротчайшему пути обеспечивает связь Кольского полуострова с остальной частью России. 

Решить проблему проезда на период ремонта Лодейнопольского моста смог бы новый мост в Подпорожье — через него поток машин по дороге 86К-207 Усланка-Мегрега-Обжа въезжал бы на федеральную трассу «Кола» в районе Олонца через 70 километров. Объезд незначительный. Если не знать, что это километры сплошного бездорожья…

Настоящая Карелия здесь

На территории Карелии в Олонецком районе расположены несколько поселков, чья туристическая привлекательность возрастет, если здесь будет построена дорога. Сейчас к ним ведет 86К-207. 

Дорога не то, чтобы плохая. Ее попросту нет. 

Старинная карельская деревня Куйтежа. Здесь можно посетить уникальной архитектуры Никольский храм; братскую могилу бойцов 18-й Мгинской Краснознамённой стрелковой дивизии, погибших в июне 1944 года с памятным знаком в честь односельчан, павших на фронтах Великой Отечественной войны. До 1946 года в деревне действовала одна из шести официально разрешенных православных церквей на территории Карело-Финской ССР, позже в храме сделали сельский клуб. 

А еще по инициативе губернатора Карелии Артура Парфенчикова в Куйтеже открывают необычную ферму по выращиванию малька и товарной форели, где рыбу будут разводить не в естественном водоеме, а в закрытом бассейне. Это будет первая подобная ферма на Северо-Западе. Выращивать рыбу планируется в промышленных масштабах. Однако для решения задач транспортной логистики нужны хорошие дороги.

Недалеко от Куйтежи есть традиционно карельская деревня Сельга. Точнее, деревень несколько — Большая Сельга, Малая Сельга, Речная Сельга, но чаще их объединяют общим названием.

Министерством культуры России деревня Сельга включена в список исторических мест. Деревня сохранила свой исторический облик и могла бы стать замечательным местом для этнографических экскурсий. Главные деревенские улицы сто лет назад выглядели почти так же, как и сейчас. Но сельские дома, построенные еще до революции, не ремонтируются, отдельные их части разваливаются, а у хозяев нет возможности завезти материал и восстановить их. 

Вот была бы дорога… 

Республиканские власти могут помочь сохранить эти памятники истории и культуры — не подделку, изображающую старину, а саму историю. Потому что настоящая Карелия — она именно здесь. 

Особое место

Село Михайловское — самое оживленное место в этих краях. Но попасть в него непросто, расположено оно в стороне от трассы «Кола» и от железнодорожной магистрали — 52 километра по грунтовке на юго-восток от районного центра Олонца.

В селе находятся школа, амбулатория, дом культуры. Несколько лет назад в Михайловском появились первые приемные семьи, и сегодня их здесь больше, чем в каком-либо другом селе Олонецкого района. Из достопримечательностей — краеведческий музей, в котором ежегодно бывает около тысячи человек — больше, чем все население села. Есть действующая церковь Казанской иконы Божией Матери — удивительный памятник православной культуры Карелии, братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, памятники археологии III тыс. до н.э. — «Стоянка Долгое I» и «Стоянка Лоянское I». В 10 километрах на северо-востоке от села расположен государственный региональный болотный памятник природы — болото Лебяжье, место массового гнездования перелетных птиц. 

Но известность село приобрело благодаря местным жителям карелам–людикам. Это коренное население, живущее узкой полосой на востоке республики, говорящее на людиковском наречии и последние годы ставшее объектом этнокультурного туризма. Они пытаются сохранить культуру своего народа и сделать людиков туристическим брендом республики. В Михайловском открыт единственный в республике «Людиковский дом» — центр людиковской культуры и гостиница для туристов. Здесь проходят занятия по изучению людиковского диалекта, на ткацком станке можно научиться старинному мастерству, плетению, росписи, послушать фольклорные коллективы михайловских бабушек и гостей села. У них даже есть свой праздник — 23 мая — День карелов-людиков. А если учесть, что первое упоминание о селе Михайловское находится в Писцовой книге Обонежской пятины 1563 года, скоро людики будут отмечать свой 460-летний юбилей.

На месте Михайловского когда-то был погост, носивший название Лояницкий, он объединял 14-15 деревень, из которых сейчас сохранились пять — Новиково, Яковлевская, Кукуйнаволок и Нюхово, все они на другом берегу озера Долгого. Сейчас к местам бывших деревень можно попасть только по воде — дороги нет.

В последнее время региональные власти активно восстанавливают утраченный статус населенных пунктов республики и оживить деревни-призраки вблизи Михайловского, а также увеличить туристическую привлекательность самого села поможет только новая дорога.

При качественных дорогах выигрывают все

Сегодня, чтобы принять участие в трипе по южной Карелии, нужен внедорожник и хорошая погода. Узкая ухабистая дорога сначала позволяет думать, что по ней хоть и медленно, но проехать можно. А потом с каждым километром становится все труднее. Преодоление такого пути можно считать интересным эмоциональным приключением. Но до тех пор, пока автомобиль окончательно не застрянет в скользкой грязевой или ледяной яме. Хорошо, если к этому времени не начнет смеркаться и появится еще чей-нибудь автомобиль, подготовленный к офф-роуду.

Чем быстрее в век скоростей по транспортным магистралям передвигаются автомобили, тем комфортней и благополучней жизнь современного общества. И чем совершеннее транспортная инфраструктура в республике, тем больше возможностей для развития экономики нашего региона. 

С приходом к власти губернатора Артура Парфенчикова в Карелии дорогам стало уделяться особое внимание. Только в прошлом году построено, реконструировано и отремонтировано 320 километров региональных и местных автодорог. В республике работает надёжный и хорошо зарекомендовавший себя подрядчик — акционерное общество «ВАД».

От качественных дорог выигрывают не только автомобилисты и туристы, но и все жители Карелии. Дорожная сеть республики составляет 11 тысяч километров и финансирования на все не хватает. Но нужно правильно расставлять приоритеты и понимать, что дорога 86К-207 Усланка-Мегрега-Обжа нужна не только для сохранения исторического наследия и создания туристической привлекательности региона, а в первую очередь для обеспечения дорожно-транспортной безопасности и как альтернатива проезда в активно развивающуюся Арктическую зону.

Автор: Инна Полетаева