vk
18 июля 2023 20:58:35
307
Китайские машины не заменят россиянам японские и европейские
Китайские машины не заменят россиянам японские и европейские
Фото © Пульс дня

Эксперт предположил, что со временем к запрету на ввоз подержанных машин в Россию могут подключиться также корейцы и немцы

По данным агентства «Автостат», ввоз машин из-за рубежа в Россию продолжает неуклонно расти — за первое полугодие 2023 года импортировано 227,2 тыс. новых легковых автомобилей. Не менее заметно растет и ввоз подержанных автомобилей — даже несмотря на все новые запреты, которые вводят в отношении РФ западные страны.

Результат в 227 тыс. новых авто оказался в 3,2 раза выше показателей первого полугодия 2022-го. Также весьма активно, по данным «Автостата», в Россию ввозят автомобили с пробегом. За первые полгода на российский рынок попало 220,1 тыс. б/у машин — в 2,9 раза больше, чем год назад. 

Больше всего автомобилей привезли в РФ в июне 2023 года: за этот месяц было импортировано 55,7 тыс. новых машин, подержанных — 41,6 тыс. Это самые высокие показатели за последние годы, отмечают автоэксперты. По их данным, чаще всего автомобили в Россию ввозят из Китая — на него в июне пришлось 75,7% от общего количества. На втором месте — Казахстан с результатом в 9,6%. Замыкает тройку лидеров Киргизия с результатом в 5,8%.

По данным автоэкспертов, сегодня подержанные авто в Россию чаще всего поставляются из Японии (55,6% в июне), Армении (12,9%) и Белоруссии (11,4%). При этом за первые шесть месяцев 2023 года в РФ выросли продажи новых авто — на 14% в сравнении с прошлым годом. За это время было реализовано 401,6 тыс. машин. 

Нынешний взлет продаж новых и подержанных автомобилей обусловлен относительно низкой базой предыдущих лет. Так, в 2021 году в Россию ввезли всего 238,4 тыс. новых легковых машин, в 2022-м и того меньше — 192,1 тыс. По мнению экспертов, сказались экономические санкции, а также уход с отечественного рынка многих западных автомобильных концернов. В то же время количество автосалонов китайских брендов в России кратно умножилось, превысив тысячу единиц. 

Этот феномен вызван существенным ростом поставок автотранспорта из КНР. Так, по даннымСМИ, в 2022 году в Россию ввезли из Поднебесной больше всего новых легковых автомобилей — свыше 117 тыс. единиц. Также за прошлый год из Китая ввезли почти 31 тыс. грузовиков (четырехкратный рост), а также 2 тыс. автобусов и микроавтобусов (рост 68%). В три раза увеличились и поставки китайской спецтехники. Так, в Россию из Поднебесной было поставлено почти 3 тыс. грузовых аварийных автомобилей, автокранов, пожарных машин, автобетономешалок, машин для уборки дорог, в том числе поливомоечных машин и автомобилей с рентгеновскими установками. Также КНР за год продала нам более 89 тыс. тракторов. 

Обратный тренд демонстрирует другой представитель Юго-Восточной Азии — Япония. Правительство этой страны намерено запретить экспорт в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 л. Запрет должен вступить в силу уже в начале августа. Также Токио планирует полностью запретить вывоз в РФ электромобилей и гибридов. При этом по итогам 2022 года именно подержанные автомобили стали главным товаром японского экспорта в Россию — за год в страну прибыло более 200 тыс. поддержанных автомобилей общей стоимостью 1,8 млрд долларов. Это — второй пакет японских санкций в сфере автопрома. Весной 2022 года Япония запретила экспорт в Россию автомобилей стоимостью свыше 6 млн иен (43,2 тыс. долларов по текущему курсу).

Как сообщил изданию «Пульс дня» экономист, советник Института современного развития Никита Масленников, в последние полтора года российский бизнес уже неоднократно показывал способность быстро приспосабливаться к ситуации. 

«На мой взгляд, пока реакция участников рынка на новости из Японии — достаточно сдержанная и неоднозначная. Все понимают, что в первую очередь пострадают те компании, которые так или иначе завязаны на японский экспорт, егопоток однозначно поредеет, и у тех, кто традиционно ориентировался на этот рынок — на Дальнем Востоке и Приморье — будут серьезные потери. Впрочем, в последние полтора года наш бизнес уже неоднократно показал способность быстро приспосабливаться к сложной ситуации, — отметил эксперт. — При этом сам запрет на экспорт пока рассматривается в сослагательном наклонении, это решение анонсировано, но пока не принято. Особенно в части того, что касается гибридных автомобилей». 

По мнению Масленникова, ущерб от ухода с российского рынка подержанных японских автомобилей вряд ли удастся компенсировать за счет притока китайских машин.

«К сожалению, китайский автопром не настолько хорошо знаком россиянам. И вопрос соотношения «цена-качество» тут тоже стоит не на последнем месте. С качеством у китайцев по-прежнему есть проблемы, которые становятся особенно хорошо видны через 2-3 года использования машины. Еще один аргумент не в пользу китайцев — они очень неохотно идут на локализацию производства в России, предпочитая поставлять сюда готовые автомобили или машинокомплекты. И этот аргумент становится особенно важным на фоне текущих курсовых колебаний рубля», — сообщил Масленников.

С другой стороны, по словам собеседника издания, сегодня на авторынке немало тех, кто считает — да, без японских машин будет тяжело и сложно, но это означает, что самое время отрабатывать их транзит через третьи страны. 

«По сути, это тот же самый «параллельный импорт», но на него все равно должна быть соответствующая позиция Минпромторга РФ. Потому что одно дело, когда бизнес пользуется преференциями в рамках разрешенного «параллельного импорта», и совсем другое — когда компании на свой страх и риск покупают подержанные машины у посредников из третьих стран, — отметил он. — Понятно, что сейчас сразу несколько сегментов авторынка находятся в весьма напряженном состоянии. Это попытка определить для себя всю совокупность будущих рисков, а также возможность противодействовать им за счет диверсификации потоков импорта». 

Также эксперт не исключил, что со временем к запрету на ввоз подержанных машин в Россию могут подключиться корейцы и немцы.

«Президент Южной Кореи Юн Сок Ель недавно побывал на Украине,и заключил с Киевом определенные договоренности. К тому же США все активнее принуждают Корею к финансированию Украины и поставкам туда своего оружия — включив в цепочку Польшу в качестве «перевалочной базы». Таким образом, перетягивание Южной Кореи на сторону Украины медленно, но неуклонно происходит, а значит, возможно, новые антироссийские шаги не за горами. Что касается немцев, то они давно перешли этот Рубикон, и решение о прекращении импорта подержанных автомобилей в Россию — для них только вопрос времени», — считает Никита Масленников.

Для отечественных же автодилеров сейчас самое время искать новые обходные пути для ввоза автомобилей через третьи страны, указал он.

«В выборе стран-поставщиков, безусловно, важен размер транспортно-логистического плеча. На эту роль подойдут и Казахстан, и Армения, и Таджикистан с Узбекистаном. В конце концов, подойдут даже такие страны, как Иран или Вьетнам. Но здесь главный вопрос — срок доставки подержанных автомобилей в Россию, а также рост цен на них, которую неизбежно повлечет удлинение цепочек. Эксперты авторынка прогнозируют, что удорожание иномарок составит от 10 до 15 процентов, — отметил экономист. — Безусловно, этот нанесет удар по тем здравомыслящим людям в России, которые ценят качественный автопром, и не спешат пересаживаться на китайские машины. Теперь «японки» станут явно менее доступны россиянам, буквально толкая их в объятия китайского автопрома, не являющегося образцом надежности». 

Также Масленников отметил — запрет на импорт машин в Россию станет проблемой и для самих японцев.

«В стране, страдающей от переизбытка качественных машин, государство уже давно проводит политику «выдавливания» старых автомобилей из страны, в основном за счет взимания огромных налогов с владельцев машин старше пяти лет. Так что японцам еще предстоит оценить последствия своего шага по «наказанию» России. В конце концов, такие ограничения всегда больно бьют и по собственной экономике, и по жителям тех стран, которые их вводят», — заключил Никита Масленников.       

Как сообщил «Пульсу дня» замгендиректора компании Price Auto Сергей Филатов, настойчивость японцев в попытках ущемить Россию уже довела их до беды. Так, в 2022-м году Россия полностью выдворила японских рыбаков из своих территориальных вод, из-за чего огромные убытки понесли промысловые компании этой страны. На этот раз санкции могут «бумерангом» вернуться Токио в гораздо большем масштабе. 

«Российский рынок для Японии — отличный способ утилизации своих подержанных автомобилей. Японцы привыкли их менять часто, а девать старые машины, кроме России, практически некуда. Кроме того, часто обновлять машины японцев вынуждает и налоговая политика самого Токио, — указал Филатов. — У российских автодилеров могут быть проблемы в случае, если они работают только с японской техникой, но таковых в стране – единицы. Сегодня почти все российские компании-автодилеры работают с рынками Южной Кореи и Китая, причем эти направления резко набирают объемы. Если японцы решатся закрыть импорт в Россию, то это будут проблемы их автопрома и японских продажников, которые надолго потеряют российский рынок». 

По словам эксперта, несмотря на все санкции, наложенные с 2022 года Японией, Евросоюзом и США по ввозу в РФ машин премиум-класса, пикапов и спецтехники, они по-прежнему ввозятся к нам — как напрямую, так и через третьи страны. 

«Сегодня рынок игнорирует и японское ограничение стоимости в 43 тыс. долларов. На продажу по-прежнему выставляются машины и по 60, и по 100 тыс. долларов. Также на российском рынке есть практически все марки премиального класса. Из стран, которые ввели антироссийские санкции, по-прежнему завозятся в Россию любые новые автомобили. Так что информация о запрете Японией экспорта подержанных машин в РФ не так страшна, как выглядит на первый взгляд», — заключил Сергей Филатов.

Автор: Василий Иваненко