По данным Комитета по туризму города Москвы, Китай уже несколько лет удерживает первое место по объему въезжающих в столицу туристов. Причем ежегодно турпоток в Москву из Китая увеличивается примерно на 35–47 %
Всего Россию в прошлом году посетили около 1,25 млн туристов из КНР.
Казалось бы, бюджет столицы, да и всей страны в целом должны просто озолотиться от такого наплыва. Да и отечественные предприниматели, так или иначе, связанные с туристическим направлением, должны ощутить заметную прибыль от китайского туриста. Но, как выяснилось, это далеко не так. Большинство потраченных в России денег возвращается обратно, в Китай.
О том, что принимать китайских туристов не выгодно, приходилось слышать уже давно.
Еще вначале года российские гиды в лице Ассоциации содействия русско-китайскому туризму обратились к бизнес-омбудсмену Борису Титову с просьбой защитить их от недобросовестной конкуренции со стороны «китайских коллег».
Все дело в том, что гидов из Китая в России становится все больше. При этом многие их них работают нелегально и откровенно отбирают хлеб у российских экскурсоводов. Поскольку прибывающие в нашу страну туристы из Поднебесной пользуются услугами именно своих соотечественников.
В обращении Ассоциации было сказано, что: «В последние годы на рынке въездного туризма сформировались замкнутые китайские этнические теневые структуры, которые получают возможность уклоняться от декларирования основных объемов деятельности, проводить расчеты в зарубежных юрисдикциях и избегать традиционных форм надзора и контроля. Такое положение дел не оставляет места на рынке добросовестным отечественным компаниям, лишает российских граждан, предприятия и государство соответствующих доходов».
Помимо вопросов чисто экономических российских гидов тревожит и само качество обслуживания туристов, которое в «китайском исполнении» явно ухудшается, происходит «деградация туристских маршрутов и культурная девальвация объектов показа». Тогда Ассоциацией содействия русско-китайскому туризму было озвучено предложение принять закон, разрешающий работать на этом рынке только гражданам России.
А совсем недавно уже другая туристическая ассоциация «Мир без границ» открыто заявила, что российские компании практически выдавлены с рынка приема туристов из Китая. Отечественный малый и средний бизнес уже практически не получает доходов от этого растущего потока китайцев. Все, что остается нашим предпринимателям, так это заниматься перепродажей групповых списков неофициально работающим в России китайским фирмам.
По словам директора ассоциации «Мир без границ» Александра Агамова, что даже если де-юре туристов принимает российский оператор, по факту это зачастую неофициальный филиал китайского.
Российских игроков на рынке почти не осталось, и китайский бизнес теперь конкурирует сам с собой, поскольку создал в России целую замкнутую инфраструктуру с полузакрытыми магазинами, ресторанами, гостиницами и транспортными компаниями только «для своих», куда вне китайской туристической группы попасть нереально.
Магазины «только для китайцев» существуют, преимущественно в столице и Санкт-Петербурге. Чаще всего это ювелирка, которую китайцы просто обожают, особенно украшения из янтаря. Как пишет «Ъ», практически все сделки, проворачиваемые в подобных заведениях, проходят мимо «российской кассы». Расчеты осуществляются наличкой, включая китайские юани, или же через китайские платежные системы WeChat Pay и Alipay. Такие трансакции российской налоговой службой не фиксируются.
По сути, в Китае даже не скрывают, что оставляют Россию с «носом». В Поднебесной уже несколько лет существует программа «туров в Россию за ноль долларов». И таких туров, по данным российской ассоциации, около половины от всех поездок из Китая.