vk
29 января 2022 18:07:49
603
На Дальнем Востоке из-за пандемии предприниматели массово продают бизнес
На Дальнем Востоке из-за пандемии предприниматели массово продают бизнес
Фото © Пульс дня

На сайтах Приморского края с 2022 года резко выросло количество объявлений о продаже готового бизнеса. На первый взгляд может сложиться впечатление, что приморские предприниматели массово кинулись избавляться от коммерческой недвижимости, автосервисов, магазинов, кафе и салонов красоты. Взаимосвязь сложившейся ситуации на рынке с коронавирусом прослеживается автоматически. При этом мэр Владивостока Константин Шестаков на встрече с журналистами акцентировал внимание, что малый и средний бизнес в столице Дальнего Востока в 2021 году не только не работал в убыток, но в большинстве своем процветал

Территориальные неудобства

Во Владивостоке продается необычный отель капсульного типа, расположенный в самом центре города. Его создатель и соучредитель архитектор Екатерина Колодная пояснила, что о временном консервировании объекта пришлось задуматься еще в 2020 году. Она убедилась на личном опыте, что гостиничный бизнес — это одна из самых уязвимых сфер в условиях, создавшихся при коронавирусе:

«В 2020 году после начала пандемии крупные отели по России показывали статистику, согласно которой процент заполнения был всего 8–12%. У нас ситуация была не лучше. И заполняемость продолжала падать. В итоге сначала «законсервировали» отель, а сейчас приняли решение продать бизнес».

Колодная отметила, что есть препятствия по части контроля работы отеля и в силу территориальной удаленности, так как она сама из Хабаровска. 

«Мы были удивлены количеством желающих купить наш отель. Даже предприниматели из Сочи к нам обращались. Но остановили свой выбор на покупателях из Находки, буквально в течении двух недель все моменты будут урегулированы, и сделка завершится», — пояснила архитектор. 

Другой хабаровский бизнесмен, продающий готовый магазин брендовой одежды во Владивостоке, мотивировал свое решение о продаже бизнеса так:

«Я проживаю в Хабаровске, а бизнес — во Владивостоке. Функционирует нормально, приносит прибыль. Но в пандемию, когда пришлось пережить несколько локдаунов и самоизоляцию, наш управляющий уехал, а нового квалифицированного сотрудника найтись не удалось. У меня физически нет времени контролировать работу магазина и решать возникающие вопросы. Летать туда-обратно неудобно. Приняли решение продать магазин во Владивостоке и вложиться в сеть в Хабаровске». 

Денис Глушенко, руководитель дивизиона коммерческой недвижимости АН «Городской риэлтерский центр»,рассказал, чтомассовая продажа готового бизнеса в Приморском крае в большинстве случаев косвенно связана с коронавирусом. 

«Участились случаи, когда предприниматели стараются избавиться от бизнеса во Владивостоке в силу их физической территориальной удаленности от города. Например, человек запустил бизнес в Хабаровске, там все работает, как часы, приносит доход. Открыл аналогичный во Владивостоке, ведь, на первый взгляд, города недалеко друг от друга — 1,5 часа лета на самолете. Но так или иначе, ужесточения, введенные в коронавирус, все усложнили. Переговоры владельца коммерческого помещения с арендатором стали более затруднены. Вопросы, которых в пандемию возникает немало, решать дистанционно сложно. По телефону многое не обсудишь. Плюс психологический фактор: предприниматель, живущий в другом городе, склонен несколько не доверять той ситуации, о которой ему рассказывает арендатор. Если предприятие работает в сфере торговли или общепита, то владелец такого бизнеса также не имеет возможности вникать во все дела, а грамотного управленца найти не так просто. В результате все эти стрессовые ситуации приводят к накоплению усталости, раздражения, и в конце концов к пониманию, что проще избавиться от такого бизнеса, вложить деньги в своем городе или разместить их на депозит — пусть под небольшой, но понятный процент», — говорит собеседник издания.

Глушенко отмечает еще один интересный тренд: в пандемию на рынок заходят новые игроки, запускают несколько бизнесов, а те, которые «не пошли» — продают: «Находятся и такие предприниматели, кто просто хотят сфокусироваться на другом направлении: например, один владелец семи точек быстрого питания, которые успешно функционируют, решил деньги, вырученные от их продажи, перенаправить совершенно в другое русло. Одним словом, не могу сказать, что продажа бизнеса связана с тотальными упадническими настроениями. Скорее, многие просто подстраиваются под «пандемийную» реальность и форматируют свою предпринимательскую деятельность».

Продать на пике рентабельности  

С конца 2021 года на соответствующих ресурсах появилось множество объявлений о продаже готовых, функционирующих баз отдыха. И речь не идет о так называемых «курятниках». Продаются базы в таких востребованных районах, как Хасанский, и в Ливадии – с развитой инфраструктурой и сервисом. 

«Многие игроки хотят уйти с рынка, потому что все понимают – база отдыха требует огромных вложений. После короткого 1,5-2 месяца ажиотажа, которые, к слову, баснословной прибыли вопреки общепринятому мнению нам не приносят, в базу отдыха нужно очень много инвестировать, она после гостей в таком виде, словно тайфун прошел. А для организации круглогодовой работы вложения требуются просто огромные. Поэтому предприниматели ввиду нестабильной ситуации, связанной с коронавирусом, просто не хотят рисковать и предпочитают продавать бизнес на пике рентабельности», — сообщила хозяйка базы отдыха «Шато Красный кот» Ирина Петрова.

Автор: Анна Мацовская