vk
16 января 2022 20:27:18
540
Новые нерабочие дни или точечные меры. Власти России размышляют о реакции на распространение «Омикрона»
Новые нерабочие дни или точечные меры. Власти России размышляют о реакции на распространение «Омикрона»
Фото © Пульс Дня

Сегодня математики из СПбГУ рассказали о том, что согласно разработанной ими математической модели распространения коронавируса, созданной на основе имеющихся данных, к 1 февраля уровень заболеваемости может достичь 65 тысяч человек в сутки. «Наша модель прогнозирует, что к 1 февраля количество новых выявляемых ежедневных случаев заражения коронавирусом в России может достичь 65 тыс. При этом общее количество выявленных заболевших превысит порог 11,5 млн человек», — сообщил заведующий кафедрой математического моделирования энергетических систем СПбГУ Виктор Захаров

Учёный добавил, что при таком сценарии число активных случаев в РФ к февралю превысит миллион. Кроме того, такие темпы роста заболеваемости могут сохраниться до середины месяца и достичь 110 тыс. человек ежедневно. После этого волна, скорее всего, пойдёт на спад. Но это будет потом, а сейчас, по всей видимости, властям и гражданам следует быстро подготовиться к таким, небывалым ранее, цифрам распространения инфекции. 

Несколько дней назад в эфире канала «Россия 24» председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов заявил, что в случае, если в сутки будет заболевать намного больше 40 тысяч человек, не исключён сценарий нового локдауна. При этом парламентарий высказался довольно противоречиво. С одной стороны, он назвал цифру в 40000 критической для системы здравоохранения, и отметил, что, если эта цифра будет сильно превышена, локдаун может быть введён, а с другой заметил, что тотальное введение жёстких ограничений лично он считает крайне маловероятным. 

Похоже, представители власти сами не до конца верят в возможность таких запредельных темпов заболеваемости. Напомним, Европу волна «Омикрона» уже захлестнула, и там распространение очередной генерации COVID бьёт все рекорды.

Большинство крупных государств на этот раз обошлись без всеобщих карантинов. На полный локдаун сроком на месяц пошли лишь Нидерланды, однако Великобритания, США, Испания, Франция, ФРГ и даже Израиль избегают этой меры. В большинстве стран делают ставку на ревакцинацию, обязательное ношение средств защиты и, по возможности, перевод работников на удалёнку. Однако закрытие магазинов и ресторанов, переход школ на дистанционное обучение или закрытие границ многими правительствами признаны в текущих условиях нецелесообразными. Интересно, что главной проблемой при распространении «Омикрона» становится не смертность или большое число пациентов в реанимациях, а временная нетрудоспособность сотрудников критической инфраструктуры. Даже если инфекция протекает в лёгкой форме, люди всё равно уходят на больничный или домашний карантин на 1-2 недели, из-за этого Европа уже испытывает нехватку энергетиков, транспортников, учителей и медработников. В этой связи приходится идти на смягчение санитарных требований, сокращая период самоизоляции при болезни, в некоторых случаях всего до 5 дней. В Нидерландах предложили разрешить врачам находиться на рабочих местах даже с лёгкой формой коронавируса, а австрийские и немецкие энергокомпании переводят часть сотрудников на казарменное положение, чтобы избежать их заражения и временного выхода из строя. 

Российские власти также не первый день выражают обеспокоенность грядущей волной «Омикрона». Президент Путин на совещании с членами правительства 12 января сказал, что у нас осталась пара недель для подготовки к новому всплеску, а глава Роспотребнадзора Анна Попова озвучила пессимистичный сценарий развития ситуации, согласно которому уровень ежесуточной заболеваемости может достичь шестизначных чисел. «Сейчас переломная точка, когда в регионах решается вопрос, как будет развиваться ситуация. Ограничительные меры и вакцинация — это ключевые факторы по сдерживанию взрывного роста заболеваемости населения», — сказал министр здравоохранения России Михаил Мурашко.

 Но какие именно ограничения вводить – большой вопрос. Нерабочие дни, которыми в России традиционно заменяют европейский карантин, уже набили оскомину у многих граждан, особенно работающих в частном секторе экономики или ведущих свой бизнес. Их куда больше беспокоит отсутствие доходов, чем даже шестизначная заболеваемость. Законы о QR-кодах в транспорте и общественных местах, столкнувшись с волной недовольства, пока преимущественно сетевого, были отложены для доработки, то есть до того момента, пока население не станет спокойнее относиться к этой идее, или и вовсе навсегда. Мэр Москвы Сергей Собянин, говоря о распространении «Омикрона» в столице, перечислил пока лишь меры чисто медицинского характера – мобилизацию медперсонала и превентивное развёртывание дополнительных коек. От ковид-ограничений все порядком устали, а опыт Нидерландов показывает, что локдаун эту волну, по сути, не сдержал. Она нахлынула и начала отступать, как и в соседних странах, где таких жёстких мер не вводили. Опыт ЮАР и Великобритании показал, что подъём и пик заболеваемости длится около месяца, а затем идёт резкий спад. Однако в России из-за её большой площади и неравномерной населённости этот процесс может растянуться.

Регионы в этот раз до последнего стараются не ужесточать ограничения и, кажется, ждут отмашки из федерального центра. По описанным выше причинам всеобщего локдауна, вероятно, всё же не будет, если система здравоохранения не окажется экстремально перегруженной. Профессор кафедры вирусологии МГУ Алексей Аграновский советует, как и в ЕС, акцентировать внимание на максимальном охвате вакцинацией. Заслуженный врач РФ, член Совета федерации Владимир Круглый добавляет, что необходимо развернуть дополнительные мощности для лечения несовершеннолетних пациентов, поскольку «Омикрон» уже не так щадит детей, как прежние штаммы. Но все сходятся во мнении, что если и вводить жёсткие ограничения, то только для пожилых и непривитых. Действительно, регулярных тотальных карантинов не выдерживают даже более развитые экономики западных стран, не говоря о российской. Поэтому, возможно, пришло время найти выверенный баланс между санитарной безопасностью и необходимостью поддерживать приемлемый уровень экономической активности. Полный локдаун для этой цели вряд ли походит.

Автор: Алексей Черников