vk
28 июля 2021 13:07:54
386
Педагоги российских вузов заявили о нарушении коммуникации «студент-преподаватель»
Педагоги российских вузов заявили о нарушении коммуникации «студент-преподаватель»
Автор фото: Алёна Черепкова
Фото © Пульс дня

По мнению специалистов, некоторые онлайн-практики останутся и после отмены ковидных ограничений

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказал журналистам о создании консорциума «Цифровая дидактика»:

«За идеей создания консорциума стоят глубокие изменения в образовании за последние несколько лет и особенно полтора года. Технологии, которые изначально придумывались для узкой группы школьников и студентов, были распространены на все 100% обучающихся. То есть дистанционные технологии охватили все образование и подтянули массу вопросов, которые обсуждались в обществе».

Реморенко продемонстрировал график запросов в интернет-поисковиках, касающихся онлайн-курсов и гибридного обучения.

«За последнее время произошел взрывной рост подобных запросов: почти миллиард обучающихся учились с помощью дистанционных технологий. Часть студентов осваивали онлайн-курсы, которые предлагаются не только университетами. Почти 90% сотрудников так или иначе также прикоснулись к онлайн-образованию в последнее время. Помимо того, что учителя искали, как организовать обучение, искали разные практики, было много вопросов о качестве онлайн-образования. Здесь стоял вопрос изучения человеческой составляющей всего этого, методик и технологий. Как показала массовая практика последнего времени, применять те же самые подходы, что были раньше, в дистанционном образовании недопустимо, нужно искать новые решения», — сказал ректор Московского городского педагогического университета.

Эксперт привел пример новой технологии, которая останется и после отмены всех антиковидных ограничений:

«Это использование видеоконференций, например, при проведении родительских собраний в школах. Сейчас родители обсуждают, нужно ли ввести работающие камеры на всех уроках. И ответа на этот вопрос дидактика пока не дала, он сейчас вышел на первый план многих педагогических исследований».

Директор Института образования Национального исследовательского Томского государственного университета Елена Суханова отметила, что наступило время новой цифровой реальности.

«Без цифровой дидактики университету сейчас не выжить. Нарушена привычная коммуникация студент-преподаватель, и у студентов есть возможность выключить камеру, если им не интересно. Но тогда надо искать, чем заменить прямое педагогическое воздействие. Нам пришлось продумывать, какое содержание адекватно онлайн-формату. Можем ли мы формировать мышление в таком обучении, специальные профессиональные навыки (медики, инженеры очень волнуются). Мы проводили исследование, в котором приняли участие 12 университетов. Выяснилось, что с онлайн-форматом лучше справляются не те студенты, у которых больше знаний, а те, у кого был опыт самообразования или поставлены навыки самоорганизации. Нам придется самим делать ставку на эти навыки или искать студентов, с которыми в школе работали на эту тему. Цифровые решения позволяют получать множество данных, и мы планируем использовать большие данные и инструменты анализа, чтобы решать вопросы качества образования».

Президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников объяснил, что ситуация в новых условиях похожа на привычную.

«Что такое «Цифровая дидактика»? Я специально посмотрел в Википедии, что такое дидактика. Ничего нового в это понятие не привносят – учат тому, что спрашивают, что требуют. Когда ввели ЕГЭ, школа выстроилась под то, что спрашивают на ЕГЭ. Когда появились стандарты «ворлдскиллс», многие направления профессионального образования стали выстраиваться под них. Когда мы говорим про качество, про что-то хорошее или не очень, мы забываем о том, что, если это нельзя измерить — бессмысленно говорить, хорошее это или плохое. Нужно подумать и договориться, можем ли мы ввести какие-то метрики. Тогда мы можем осмысленно собирать и структурировать данные, создавать пакеты данных для таких метрик. И через длительные эксперименты мы получим устойчивую систему измерителей, которая позволит нам говорить, что сформирован вот такой курс, такая методика, и она дает вот такие результаты», — подчеркнул Кожевников.

Автор: Дмитрий Маркин