vk
14 января 2023 22:49:22
806
Погранпереход Краскино: в центре крабов и геополитики
Погранпереход Краскино: в центре крабов и геополитики
Фото © © РИА Новости / Евгений Епанчинцев

Международный автомобильный пограничный переход (МАПП) Краскино-Хунчунь открыт теперь для завоза на российскую территорию китайских пробежных автомобилей. О том, как необходимость решения насущных геополитических и экономических проблем РФ стимулирует затянувшуюся реконструкцию МАПП — в материале издания «Пульс дня»

Появление еще одного вида товаров в номенклатуре разрешенных к провозу из Хунчуня в Краскино грузов, похоже, не сыграет особой роли в судьбе перехода. Прежде всего, потому что спроса на китайские авто б/у в Приморье почти не было и пока нет.

Руководитель CARWIN Дмитрий Забора поясняет, что автомобили из КНР не конкуренты тем, что поставляются с японских аукционов или из Кореи. Китайские бренды дороже примерно на 30%, условия ввоза и размер пошлины те же самые, за отсутствием запчастей и обслуживания эксплуатация таких машин в России представляется крайне проблематичной. Теоретически интерес могут вызвать электромобили, которых в КНР производится разных много и хорошего качества. Но, по его словам, на практике завозятся из Китая, опять-таки, машины определенного класса, с электромоторами большой мощности, дорогие, а не такие, какие востребует в Приморском крае рядовой потребитель. То есть, товар штучный, и фантастических очередей из подержанных авто из Китая ждать на МАПП не стоит. Во всяком случае, пока китайцы резко не опустят цены.

Крабовый прорыв

Совсем недавно очереди из грузовиков на переходе Краскино-Хунчунь стояли на российской стороне. Еще в октябре здесь были машины, которые стояли в очереди и дожидались оформления по много дней.

Краскино является эксклюзивным сухопутным каналом, по которому завозятся в КНР живые крабы. Логистика следующая: краболовы из Дальнего Востока доставляют груз в Зарубино. Отсюда часть добычи отправляется на краболовах же в корейские порты, часть, через ближайший МАПП Краскино – в Китай (впрочем, значительная часть корейской доли экспорта краба затем переправляется транзитом на необъятный рынок КНР).

Еще через Краскино экспортируется на большегрузах много природного газа и другого сырья, рыбопродукция и пищевые продукты. Для краба, рыбы и другой скоропортящейся были даже выделены специальные дни и очереди, чтобы они могли доставить продукцию в преимущественном порядке. Но и тут не всегда удавалось пересечь границу оперативно – зачастую краб зависал в очереди на несколько суток, массово сдыхал, экспортеры несли убытки.

Допустим, водитель Николай объяснял тогдашнюю ситуацию так: у него здесь стоит уже много дней фура с каким-то несрочным грузом (как его понимают чиновники, но ведь каждые сутки простоя – это потеря 2,5-5 тысяч водителя, не считая убытков экспортера). Но, поскольку есть дети, которым надо кушать, Николай подрядился перегонять еще и машину с морепродуктами – на ней он пройдет границу без задержки. Зарплата водителей, которые зачастую являются и хозяевами грузовиков, напрямую зависит от количества совершенных рейсов – обычно они получают определенный процент от стоимости перевозимого.

В условиях COVID-19 российские дальнобойщики не пересекают китайскую границу, как и китайцы – границу РФ. Наши водители проходят проверку на российском терминале, проезжают нейтральную территорию и отцепляют фуры с грузом вблизи китайского КПП. Оттуда товар забирают уже водители страны-соседа, они же доставляют сюда импортные грузы из КНР, который забирают российские шоферы.

В настоящее время сложилась ситуация, когда у РФ решительно сократились объемы внешней торговли с Евросоюзом, США и их друзьями в Азии. К примеру, мороженый краб, который исправно поставлялся в западные страны, попал под санкции и его пришлось переориентировать на Китай и Корею. Экспорт из российских регионов, пограничных с провинций Хэйлунцзян, по данным генконсульства России в Харбине, вырос за 10 месяцев 2022 года на 41,5 %. В основном, за счет сырья, в том числе, рыбы и морепродуктов. Соответственно, возросла нагрузка на пограничные переходы, тот же Краскино.

В общем, таможенное начальство наладило оперативную работу таможни. Переход работает на час дольше, чем раньше, практикуется порядок «до последней машины». Впрочем, нужда в том странным образом отпала сама по себе. Штатное расписание пограничников и таможенников на МАПП Краскино остается прежним, а вот работать госслужбы стали в разы эффективнее. Если раньше переход иногда с трудом справлялся с пропуском 40 автомобилей в сторону Китая, то теперь догоняют и до 100 фур. Обратный поток состоит в основном из пустых фур и не требует большого времени на досмотр и оформление. Впрочем, в последние месяцы существенно вырос поток китайской спецтехники, шин и покрышек, которые завозят через Краскино.

Долгострой в новой фазе

Дальнобойщики вспоминают большие очереди и находятся в тревожных раздумьях по поводу происходящего – «похоже, начальство простимулировало, но надолго ли хватит?»

Дело в том, что реализуются глобальные планы Росгранстроя по реконструкции автомобильных переходов в Приморье, в том числе, Краскино. Первая очередь должна быть завершена уже в конце 2022 года, но, из-за логистических, инфраструктурных и кадровых нюансов сроки перенесены на 2024 год. На переходе, действительно, усилено освещение, идет расширение досмотровых ям, демонтаж ранее построенных зданий и сооружений, которые признаны ненужными.

Первый этап реконструкции должен увеличить пропускную способность МАПП Краскино до 250 машин, второй – до 750, с переходом на круглосуточный режим деятельности.

Конец очередям

За формирование очередей на проход границы обязанности лежат на инициативной группе, которая базируется в Краскино и координирует коллег через группу в Watsapp. Недавно по многочисленным просьбам дальнобойщиков была проведена ревизия. Выяснилось, что отчасти в очередях оказались виноваты так называемые «наглые» водители, которые подавали заявки в очередь через день, полеживая на диване в условном Владивостоке. В то время, как более радеющие о справедливости сотоварищи в дождь, жару и холод, днями и ночами физически присутствовали на переходах, ожидая своей очереди очень подолгу. 

Поселок и граница

Что пока не решается, так это вопрос элементарных удобств на границе. От поселка Краскино до перехода около 30 километров. Правая обочина внутри самого поселения, места у заправки и трасса до перехода заставлена фурами, которые ждут своей очереди. Кому-то просто удобнее кинуть автомобиль на постой в Краскино. Паркуются тут надолго. Грузовики практически занимают одну из полос движения и заставляют проезжающих нарушать правила. 

Депутат Думы Хасанского района Владимир Остапченко, недавно еще занимавший пост главы Краскино, отмечает, что «проблема соседства большегрузов и поселка давняя. Для населения критично и то, что дальнобойщики не соблюдают скоростной режим, пролетая через Краскино и то, что шумят и дымят, прогревая двигатели. Вопрос в отсутствии специальных площадок. Сначала планировали соорудить ее возле границы, но это оказалось слишком дорого. Есть варианты построить в Краскино-2 или в селе Камышевое, но краевой минтранс пока интереса к нашим проектам не проявляет. Напомню, трасса краевая, правительству региона и тянуть этот проект».

С одной стороны, дальнобойщики, все же, обеспечивают работой местные магазины и обе гостиницы, с другой – как бы тут лишние. Краскинцы довольны, что хотя бы автобусы с туристическими группами сейчас проездом в Хунчунь в поселке не тормозят. Трехтысячный поселок, где, как положено в приморской глубинке, практически нет дорог и работы, похоже, испытывает культурный шок от обилия «чужаков». Среди дальнобойщиков встречается немало пришлых людей, в том числе с запада России, где водители остались без работы после введения санкций. 

Очереди, разбитые дороги на дальневосточных МАПП вообще, и Краскино в частности, в последние месяцы активно обсуждались сенаторами, депутатами, губернаторами и членами правительства страны. Наверху оказались недовольны, привлекалось внимание транспортной прокуратуры, по итогу «снизу» прошлось усиленно трудиться, увеличивая пропускную способность перехода.

К слову, водители в целом довольны работой таможенников и пограничников в МАПП Краскино, считают, что люди вполне квалифицированные, «на своем месте». Однако, должной эффективности пока мешают определенные бюрократические моменты.