vk
21 августа 2022 20:14:18
948
Политолог оценил экономические интересы России в Афганистане
Политолог оценил экономические интересы России в Афганистане
Фото © freepik

Афганистан активно предлагает России участвовать в совместных коммерческих проектах. На днях делегация Исламского эмирата прибыла в Москву, чтобы договориться о бартерной торговле и поставках российских нефти и пшеницы. Несмотря на то, что Россия еще не признала правительство «Талибана»* (запрещенная в РФ террористическая организация, — прим.ред.), Москва допускает экономическое сотрудничество с Кабулом. Политолог, ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко оценил экономические интересы России в Афганистане

«Реальных экономических интересов, связанных с Афганистаном, у Москвы нет и вряд ли в перспективе появятся. Талибы* предлагают исключительно бартерные схемы, а там, где есть бартер реального бизнеса быть не может. Бартерная сделка как правило это разовая эпизодическая сделка, которая больше используется для демонстрации некого политического жеста, чем в целях заработка», – говорит Андрей Серенко. 

«Можно много рассуждать о заявлениях, проектах и деловых предложениях, которые озвучиваются как в Афганистане, так и в России, но нужно смотреть на действия: готова ли страна вложить деньги. На моей памяти, за последние 20 лет лишь один раз президент Владимир Путин заявил, что Россия готова участвовать в CASA-1000 с инвестиционным портфелем в 300 млн долларов (проект призван связать энергетические системы Центральной Азии с Южной Азией — Кыргызстан и Таджикистан с Афганистаном и Пакистаном – прим. авт.). Это был потолок экономического интереса России, предложенное Афганистану. Правда, проект в итоге забуксовал, но это уже другой вопрос. Поэтому ориентироваться на обещания и громкие заявления не стоит. Реальная кредитная история двух стран говорит о том, что Москва пока не заинтересована вести бизнес с Афганистаном», – считает эксперт. 

По словам собеседника издания, в Афганистане недра хранят «всю таблицу Менделеева», но ни одна страна мира так и не начала добычу полезных ископаемых там. «На протяжении 20 лет в Афганистане находились войска США – индустриально развитая страна с колоссальными финансовыми возможностями, но американцы за все эти годы так и не приступили к добыче лития, золота или урана. Китай, который намного богаче России и имеет больше возможностей повлиять на ситуацию в «Талибане»*, тоже не решается инвестировать в афганскую экономику. За последние годы более десятков китайских компаний вели разные переговоры с талибами*, обсуждали самые разные проекты, и на сегодняшний день ни один из этих проектов не реализуется. Складывается впечатление, что поговорить любят все, а рискнуть капиталами – никто. Россия, у которой нет там ничего, кроме своего посольства, тоже вряд ли станет вкладывать деньги в развитие афганской энергетической отрасли. Поэтому сегодня все разговоры о развитии бизнеса совместно с Афганистаном это не более чем политические жесты. Ситуация не изменится пока не поменяется характер талибского* режима в Афганистане», – считает политолог. 

Андрей Серенко назвал четыре фактора, останавливающие Россию и другие страны мира от тесного сотрудничества с Афганистаном: «Ни одна серьезная страна не будет сегодня вкладывать деньги в Афганистан по нескольким причинам. Во-первых, в стране отсутствует страхование бизнеса, не работает ни одна международная страховая компания. Без страховки ни один серьезный инвестор не станет вкладывать туда деньги. Во-вторых, проблемы с инфраструктурой. Для развития добычи любых природных ископаемых — лития, нефти, газа — необходимы крупные энергетические возможности, в частности, электроэнергия. В Афганистане колоссальный дефицит энергоресурсов. Стране самой не хватает электричества, которое поставляется из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. То есть Афганистан сам живет на голодном пайке. Это одна из главных причин, почему за все время существования западной коалиции в Афганистане в стране так и не были созданы крупные промышленные производства. В-третьих, отсутствует индустриальная база. Афганистан — абсолютно не индустриализованная страна, там нет современных производств и промышленных кадров, которым можно было бы поручить проект в относительно продвинутом индустриальном формате. И, наконец, в-четвертых – фактор безопасности. Иностранцы не поедут работать в страну, где фактически отсутствует режим безопасности», – добавил эксперт. 

Напомним, годовой товарооборот между Россией и Афганистаном в 2022 году вырос до 170 млн долларов.

*Талибан, талибы, — террористическая организация, запрещенная в России.

Автор: Элина Рустамова