vk
15 августа 2022 15:03:15
720
Политолог рассказал, какие интересы могут сблизить Россию и Афганистан
Политолог рассказал, какие интересы могут сблизить Россию и Афганистан
Фото © из открытых источников

Движению «Талибан*» (признано в России террористической организацией, ее деятельность запрещена в РФ, — прим.ред.), пришедшему к власти в Афганистане год назад, можно поставить за работу в стране «твёрдую четвёрку». Об этом заявил генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов

По словам эксперта, после ухода из страны американцев, Афганистану предрекали гуманитарную катастрофу, массовое бегство местного населения, полный развал финансовой сферы и структуры органов власти.

«Однако ничего этого не произошло. Отток населения из Афганистана не сравним с числом беженцев из Сирии, например. Никакой гуманитарной катастрофы не случилось – страна пережила зиму. Другими словами, Афганистан живёт и может существовать и дальше», – отметил Кортунов.

При этом эксперт обратил внимание на то, что у Афганистана остаются крайне напряженные отношения с некоторыми соседями – Таджикистаном, Пакистаном, Ираном.

Менее оптимистично на ситуацию смотрит руководитель Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН Николай Плотников. Он отметил, что судить о происходящем в Афганистане сейчас крайне сложно, поскольку страна максимально закрыта, СМИ практически не работают, иностранные представительства не функционируют.

«В Афганистане продолжаются репрессии по отношению к тем, кто работал в органах власти при прежнем режиме, образованная часть страны эмигрировала и обосновалась в Стамбуле, Лондоне, Берлине и Осло. По данным ООН, житель Афганистана живёт на 1,9 доллара в день, что практически означает нищету. В самом «Талибане»* нет единства – на ключевых постах находятся пуштуны, это заставляет представителей других национальностей выходить из движения. Оборот наркотиков через афганскую границу вырос в три раза. Это огромные деньги, от которых талибы* не собираются отказываться», – заявил эксперт.

Плотников считает, что «Талибан»* так и не стал объединительной силой, но решать судьбу Афганистана должны сами талибы*. Любое вмешательство во внутренние дела Кабула, по его словам, может привести к непредсказуемым последствиям.

Чрезвычайный и полномочный посол, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Михаил Конаровский отметил, что спустя год нахождения у власти в Афганистане талибов* можно было бы отметить активизацию внешнеполитической деятельности.

Несмотря на то, что на уровне дипломатии Афганистан остаётся непризнанной страной, Кабул сумел нарастить деловые контакты, в том числе и с Россией, а также с некоторыми соседями по региону.

«Конечно, афганцы идут по самому простому пути – о развитии экономики пока речи не идет. Кабул предлагает отдать разработку полезных ископаемых в стране – это позволит получать деньги, ничего не делая. С другой стороны, можно предположить, что в государстве, в основе которого лежит только идеология, экономику и не думают развивать – население существует, и этого достаточно. Тем не менее, современные реалии таковы, что на одной гуманитарной помощи прожить сложно, и талибы* вынуждены заниматься экономическими вопросами. Другое дело, что специалистов в стране практически нет», – сказал Конаровский.

Политолог Игорь Егоров рассказал изданию «Пульс дня», что все события прошедшего с момента прихода к власти в Афганистане талибов* года говорят о том, что присутствие американцев и НАТО было оккупацией страны, а не попыткой демократизации государства, так как за год правления «страшных» талибов* уровень безопасности, экономики, международных связей начал расти в реальном соотношении. У власти в Афганистане, по его словам, не марионеточное правительство, а реальные силы, которые поддерживает народ.

«При всех нарушениях прав женщин и детей, о которых много говорят, и которые есть, право на жизнь в Афганистане сейчас соблюдается лучше, чем год назад при американцах. Практически прекратились столкновения, теракты, стало гибнуть гораздо меньше людей. Для современного Афганистана это большое достижение», – сказал эксперт.

Политолог также обратил внимание на тот факт, что вывод войск из Афганистана должен был означать их ввод в какую-то другую страну, поскольку американская военная машина работает по такому принципу «безостановочного производства смерти». И было очевидным, что отдельные специалисты ВС США ещё в прошлом году начали перемещаться на территорию Украины. 

Накануне делегация Минпромторга Афганистана прибыла в Москву. По словам главы ведомства Нуриддина Азизи, страна готова запросить у России около 1 млн баррелей нефти. Егоров считает, что афганцы ищут возможности развивать экономику, и такое сотрудничество может быть обоюдовыгодным, учитывая, что обе страны находятся в изоляции коллективного Запада.

«Главное, нащупать точки интереса. Кабул их уже обозначил – это нефть. Осталось выяснить, что России может быть интересно в Афганистане», – резюмировал политолог.

15 августа посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов заявил, что власти Афганистана в лице движения «Талибан»*, которое не только запрещено в РФ, но и находится под санкциями ООН за террористическую деятельность, – это «реальность, которую невозможно игнорировать».

*Талибан, талибы— признано в России террористической организацией, ее деятельность запрещена в РФ.

Автор: Руслан Романов