vk
15 июля 2022 13:29:44
853
Почему мировой бизнес стремится вернуться в Россию
Почему мировой бизнес стремится вернуться в Россию
Фото © Пульс дня

После начала СВО ряд зарубежных брендов покинули отечественный рынок. Десятки компаний объявили о временной приостановке сотрудничества с партнерами из России. Однако уже в конце весны многие бренды стали возвращаться на российский рынок под старыми или новыми названиями и владельцами

Как отметил директор Института новейших государств Алексей Мартынов, мировые бренды продолжат свое возвращение на российский рынок самостоятельно или будут проникать на него через дружественные страны.

«Они (иностранные бренды, — прим. ред.) действуют не по особой идеологии или политическим принципам, а по законам капитализма», — пояснил Мартынов, добавив, что компании будут продолжать свое сотрудничество с Россией до тех пор, пока российская экономика будет доступной для инвестиций. По его словам, сетевые бренды никуда и не уходили, фактически никто не торопился увольнять сотрудников или сдавать помещения в аренду, Россия для предпринимателей остается привлекательным местом, где можно заработать деньги.

На фоне ухода с рынка зарубежных компаний растет популярность отечественных брендов. Такая тенденция, по словам политолога Анны Федоровой, наблюдается в последние десять лет: при прочих равных условиях россияне выбирают отечественный продукт, а не зарубежный.

Исполнительный директор ассоциации производителей фирменных торговых марок «Русбренд» Алексей Поповичев отметил, что российские и зарубежные производители сталкивают с одними и теми же трудностями. Это разрыв логистических цепочек, рост стоимости перевозок и другими.

Однако в России, напомнил Поповичев, и раньше были компании, которые создавали очень качественный продукт. Такие производства в первую очередь привлекали иностранных инвесторов, а также приобретались зарубежными бизнесменами. Ярким примером являются компании «Коркунов» и «Быстров». 

Поповичев напомнил, что по распоряжению правительства РФ автомобильный бизнес получил хорошую поддержку от государства.

«Было бы уместно запустить подобные программы и для сферы легкой промышленности», — заявил представитель «Русбренда». Обозначил он и проблемы отечественных предприятий, а именно: недостаточно качественную работу с потребителем, мало внимания имиджу и слабый маркетинг. Самым перспективным способом сбыта товаров, добавил Поповичев, остаются онлайн-площадки.

В беседе с изданием «Пульс дня» экономист Владимир Штыков назвал возвращение зарубежных брендов предсказуемым. 

«Это было очевидно с самого начала. Решение торговать или не торговать одеждой или продуктами питания принимает не правительство, его принимает бизнес, который идет если не вразрез, то по параллельным дорогам с политикой. Российский рынок — огромная арена, где, помимо прочего, люди, ввиду своего менталитета, почитают импорт. Правда, это явление как раз-таки пошатнулось. К сегодняшнему дню ситуация на финансовом рынке стабилизировалась, и компании устремились назад. Одни вернулись под прежним именем, другие продали права российским предпринимателям. Тот самый дефицит, которым пугали россиян, не случился», — сказал собеседник и здания.

Но в этой ситуации, по мнению экономиста, возникает другой вопрос: насколько теперь сильна зависимость от западных брендов. 

«Она есть, но тенденция для импортных производителей печальная. За рекордно короткий срок в 6 месяцев отечественные предприятия показали прорыв. Найдутся те, кто критикуют импортозамещение за слабые темпы, но напомню, мы за полгода сделали в этом направлении больше, чем за прошлое десятилетие, — добавил Владимир Штыков. — Каким будет прогноз? Здесь все зависит от государства. Если говорить об интересах потребителя, то россияне, у которых ввиду высокой инфляции и так сократились доходы, ждут не только качественный продукт, но и дешевый. Я видел предметы одежды от российских дизайнеров, сегодня в Москве на фестивале гастрономическом, я пробовал уральские деликатесы и варенье из северной ягоды. Все это действительно качественно, но очень дорого. Решить эту проблему позволит государственная поддержка. Субсидии, льготы и другие стимулирующие мероприятия. Что касается карательных мер, таких как запрет заявившим об уходе с российского рынка компаниям на дальнейшую торговлю в РФ, то его я не поддерживаю. Мы должны придерживаться принципов рыночной экономики, а не уподобляться тем, кто аналогичные запреты уже ввел».