vk
11 августа 2023 15:46:01
259
Психолог Ивановский рассказал, нужно ли нагружать ребёнка дополнительными занятиями в летние каникулы
Психолог Ивановский рассказал, нужно ли нагружать ребёнка дополнительными занятиями в летние каникулы
Фото © Пульс дня

Клинический психолог Валерий Ивановский рассказал, как нужно относиться к феномену трёхмесячных летних каникул и нужно ли специально искать для ребёнка какие-то дополнительные занятия, чтобы он не тратил это время бесцельно

Специалист напомнил, что в природе многие явления имеют свой ритм, приведя в пример смену времени суток и сезонов. Для гармоничного развития человека и достижения высокой эффективности в его деятельности также необходимо соблюдать определённый ритм и пропорции во времени труда и отдыха. В частности, на различные виды деятельности человек тратит три четверти суток, а ещё одну четверть – на сон и отдых. Та же логика должна действовать и в отношении периодов труда и отдыха на более длительных отрезках времени. Однако 3 месяца летних каникул оказываются непропорционально длинным периодом отдыха, после которого детям непросто втянуться обратно в учебный процесс.

Психолог объяснил, что исторически длинные летние каникулы возникли не для того, чтобы подарить ребёнку длительный период отдыха. Во многих странах, чья экономика в прошлом была преимущественно аграрной, летом и в начале осени на сельхозработах требовалось как можно больше рабочих рук, и зачастую дети работали наравне со взрослыми членами семьи. Поэтому школы на этот период прерывали обучение. Кроме того, в жарких странах именно на лето приходится наибольшая солнечная активность, и организовывать учебный процесс без вреда для здоровья детей оказывалось очень сложно. Сейчас эти причины в большинстве случаев неактуальны, поэтому более логично было бы равномерно распределить периоды отдыха по другим временам года, перенеся части летних каникул на зиму, весну и осень. С другой стороны, по словам Валерия Ивановского, трёхмесячный отдых настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что дети заранее психологически настраиваются на длительное безделье, готовясь посвятить его прогулкам, играм со сверстниками, компьютерным играм и т.д. И если родители в приказном порядке назначают на лето какие-то дополнительные кружки и репетиторов, ребенок может отреагировать негативно. КПД от такой деятельности будет небольшим, как и влияние на интеллектуальное развитие ребёнка. Кроме того, подростковый возраст и так является эмоционально сложным, связанным с формированием личности и множеством переживаний, и, если на это накладывается ещё раздражение от нежеланных занятий, это пагубно сказывается на психологическом состоянии ребёнка. Ивановский подчеркнул, что, если ребёнок сам проявляет тягу к знаниям и каким-то активностям, это безусловно стоит поощрять и предоставлять ему все возможности для таких занятий, в том числе летом. Но в целом стоит относиться к этой сфере с осторожностью.

Психолог напомнил, что наше восприятие многих явлений идёт из детства, и, если ребёнка летом насильно заставляли заниматься тем, чем ему заниматься не хотелось, это может сформировать негативное восприятие труда и полезной деятельности на всю оставшуюся жизнь. С другой стороны, необходимо прививать детям понимание того, что ключевой составляющей нашей жизни должна быть какая-либо созидательная деятельность, приносящая пользу другим людям и обществу в целом, а также дающая удовлетворение самому человеку. Потому что в нашем обществе сложился своего рода «культ отдыха», когда мы только и ждём наступления выходных или отпуска, тем самым меняя местами причины и следствия. Получается, что мы не отдыхаем, чтобы потом более продуктивно работать, а работаем, чтобы заработать деньги и наконец отдохнуть. Такое восприятие эксперт считает в корне неверным.