vk
31 августа 2022 18:11:29
939
Психолог объяснил, почему запрет смартфонов в школах противоречит прогрессу
Психолог объяснил, почему запрет смартфонов в школах противоречит прогрессу
Фото © Пульс дня

Клинический психолог Валерий Ивановский прокомментировал запрет использования мобильных телефонов на уроках, который с 1 сентября вводит министерство просвещения

О новшестве сообщил глава ведомства Сергей Кравцов, сославшись на изменение санитарных норм. Отныне пользоваться мобильными телефонами ученики смогут лишь на переменах. Министр пояснил, что телефоны отвлекают детей от занятий и вредят их здоровью. Также Кравцов привёл в пример свою дочь, у которой мобильного телефона не было до 14 лет, что не привело к негативным последствиям для её образования. Кравцов напомнил, что у поколения наших родителей мобильных телефонов не было вовсе.

Валерий Ивановский назвал саму инициативу неоднозначной, а аргументы министра просвещения – сомнительными. Эксперт пояснил, что существуют принципиальные различия между житейским и научным знанием: когда Кравцов апеллирует к опыту своей дочери или отсутствию телефонов у наших предков, это нельзя считать состоятельным аргументом в поддержку запрета смартфонов на уроках, поскольку житейский опыт в принципе не может быть обоснованием таких серьёзных решений. 

Клинический психолог напомнил, что первобытный человек жил в пещерах и ел сырую пищу, а предки человека ходили на четвереньках. Апелляция к прошлому не только не может считаться логичным аргументом, но и является попыткой отменить результаты многих тысячелетий социальной эволюции человечества. «Человек отличается от любых других животных в первую очередь тем, что не только приспосабливается к окружающей среде, но и с помощью различных орудий меняет эту среду под свои потребности. Смартфон или планшет, как и любое техническое устройство – это орудия, позволяющие нам быть людьми, развиваться и обеспечивать современные высокие стандарты качества жизни», — отметил эксперт.

Психолог считает, что не стоит относиться к мобильным телефонам как к средству досуга и ухода от реальности. По его словам, сегодня человек тратит большую часть своего времени не на удовлетворение своих физиологических потребностей в еде, безопасности и рождении потомства, как это было в прошлом, а на другие задачи. 

«Мы постоянно производим, видоизменяем и распространяем информацию, которая двигает вперёд научно-технический и социальный прогресс. И смартфоны являются одним из необходимых инструментов работы с информацией. У них есть неоспоримые плюсы и для школьного образования. С помощью телефонов дети находятся на связи со своими родителями, а во время урока могут быстро найти любые нужные сведения и дополнить слова педагога. С помощью гаджетов можно проводить и различные интерактивные занятия». 

Ивановский заключил, что проблема не в самих телефонах, а в нашем к ним отношении и в том, чего мы добиваемся с их помощью. Простой запрет использования смартфонов, по словам специалиста, может привести к неоднозначным последствиям и выглядит противоречащим прогрессу. 

Ранее первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова заявила, что запрет смартфонов в школах не приведёт к решению каких-либо проблем образования. По мнению парламентария, детям необходимо быть всегда на связи с близкими, а чтобы ученики не отвлекались на уроках, учитель должен увлечь их своим предметом, а родители – активнее объяснять важность учёбы. Лантратова констатировала, что запрет гаджетов приведёт лишь к дополнительным конфликтам в образовательных учреждениях, так как дети будут пользоваться ими тайно, сдавая педагогам старые и неработающие телефоны для отвода глаз.