vk
21 октября 2020 20:43:07
328
Психолог рассказал, как нагнетание ситуации с пандемией может привести к социальному взрыву
Психолог рассказал, как нагнетание ситуации с пандемией может привести к социальному взрыву

Новые ограничительные меры все больше раскалывают общество на ярых сторонников противоэпидемической кампании и так называемых ковид-диссидентов. Речь идет уже не только о жаркой полемике в соцсетях. 

«Московская газета» сообщила, как отдельные граждане проявляют агрессию и даже прибегают к насилию из-за отсутствия маски на стоящем рядом пассажире. Причиной агрессии, как пишет издание, порой становится банальный кашель.

В интервью «Московской газете» клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерией Ивановский объяснил, как накапливается психическая энергия и почему ее выход принимает крайние формы.

По мнению психолога, вербальная и физическая агрессия является естественной реакцией на информационный поток, принявший характер пропаганды:

 «Система ограничений и запретов, обязательные к исполнению правила поведения, постоянные рейды, проверки и штрафы, — все это официальными источниками информации преподносится как исключительно спасительные меры. Не готов давать оценку, насколько эти меры эффективны, своевременны или рациональны. Речь исключительно о психологическом аспекте. Агрессия людей — следствие агрессивной же пропаганды: не стихающий информационный поток о пандемии формирует разные мнения, и они все больше поляризуются. А в социуме действуют знакомые нам со школьной скамьи законы физики. Вспомните: между двумя разноименно заряженными точками («плюсом» и «минусом») создается напряжение».

Валерий Ивановский отметил, что поляризация общества усиливается. Причина тому, по мнению эксперта, жесткость и непопулярность мер, предпринимаемых властями. Из-за этого, как считает психолог, социум разделяется на сторонников власти и оппозицию. Причем, как подчеркивает Валерий Ивановский, дробление социальной ткани идет на множество обособленных и непримиримых групп. В этом процессе играет ключевую роль категоричность официальной информации по разным вопросам, в том числе касающимся внутри- и внешнеполитических событий. 

«Создается впечатление, что большое число точек напряжения создается умышленно, — размышляет эксперт. — И, как ни парадоксально, эта поляризация создается теми, кто, по сути, должен управлять процессом консолидации общества. Это может привести к катастрофе — многочисленным социальным взрывам локального характера. А при худшем сценарии — к масштабному гражданскому противостоянию, подобному тому, которое наша страна пережила в начале прошлого столетия». 

Преувеличением масштаб возможной катастрофы психолог не считает. 

«Пропаганда наиболее действенна, когда апеллирует к основным биологическим инстинктам, — поясняет Валерий Ивановский. — В случае с ковидом обществу транслируется мысль чуть ли не об угрозе вымирания. Как человеческий организм реагирует на такую угрозу? Во-первых, рациональное и критическое мышление подавляются инстинктом самосохранения. А во-вторых, аккумулируется колоссальное количество психической энергии, которой нужен выход. Даже если волна паники спадает, накопленная энергия не исчезает просто так — она «выплескивается». Причем этот выброс психической энергии может быть как индивидуальным, так и массовым».

Клинический психолог отдельно остановился на другом трагическом последствии пандемии. По информации регионального Минздрава, в Санкт-Петербурге проводились исследования смертности, итогом которых стали шокирующие цифры. Так, за период пандемии по сравнению с прошлым годом почти в 4,5 раза выросло количество смертей пациентов, страдавших психическими расстройствами. Показатели смертности от заболеваний крови и пневмонии выросли более чем в 2 раза.

«И это только Санкт-Петербург, — подчеркнул эксперт. — Оценка реальных масштабов трагедии в России, полагаю, нам только предстоит». 

Психолог также обратил внимание на то, что нарастающая в связи с ковидом агрессия отдельных членов общества отчасти напоминает симптоматику индуцированного бредового расстройства. Это заболевание, как рассказал Валерий Ивановский, было описано еще в 19 веке. Французские психиатры установили, что человек, долгое время находящийся в контакте с больным бредовым расстройством, впоследствии сам может демонстрировать аналогичные проявления болезни:

«Думаю, здравомыслящие люди не станут отрицать существование коронавирусной инфекции и не будут преуменьшать ее опасность для групп риска. Но каждый из нас постоянно получает колоссальное количество сведений о пандемии, причем сведений, часто противоречивых, а кроме того — много неподтвержденной и заведомо ложной информации. Как уже говорилось, далее следует реакция, выход накопленной психической энергии, порой в агрессивных формах. Такие крайние проявления могут свидетельствовать об ослаблении рационального мышления, о неадекватной оценке ситуации. А это уже может быть симптомом психотического расстройства».

В качестве примера Валерий Ивановский привел случай неадекватного проявления агрессии в московском метро. В начале октября на пассажирку без маски напал мужчина — из-за того, что она кашляла. По мнению психолога, агрессор, скорее всего, потерял ясность мышления: «Как нападение поможет защитить от коронавируса? Никак. А скорее всего, напротив, лишь повысить риск заражения». 

Подобные инциденты усиливают поляризацию общества, считает эксперт. По его словам, массовая огласка таких случаев становится очередным поводом для ожесточенных дискуссий, в которых часть участников становится на сторону агрессора. А те, по отношению к кому проявляется насилие, напротив, укрепляются в своей позиции не соблюдать навязанные правила. Однако Валерий Ивановский полагает, что есть надежда на другой сценарий «затихания» так называемого ковид-психоза — формирование социальных инстинктов:

«Возможно, в обозримом будущем граждане будут соблюдать предписанные меры осознанно, руководствуясь разумом, а не из-за угрозы штрафов или проявления к ним агрессии». 

Автор: Елена Лазуткина