vk
23 августа 2022 15:10:37
749
Психолог рассказал, могут ли компьютерные игры быть опасными для детской психики
Психолог рассказал, могут ли компьютерные игры быть опасными для детской психики
Фото © Пульс дня

В последнее время эксперты, родители и политики активно спорят о том, может ли компьютерная игра Poppy Playtime, персонажами которой являются Хаги Ваги и другие монстры, навредить психическому развитию детей. Эти дискуссии обостряются по мере того, как игра набирает популярность среди российских юных геймеров

Зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Виталий Милонов даже призвал ввести в РФ сертификацию компьютерных игр, которую должны будут проводить психологи совместно с объединениями педагогов и родителей. Впрочем, с чисто научной точки зрения эти страхи могут оказаться необоснованными.

Клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский в интервью «Московской газете» рассказал, что гораздо худшее влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка может оказать его невежественное окружение, а не компьютерные игры. Эксперт подчёркивает, что представления о вреде страшилок и монстров для детской психики основаны на житейском, а не на научном знании. Он сравнил такое мнение с представлениями о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. С точки зрения земного наблюдателя это выглядит именно так, однако из научных данных об устройстве Солнечной системы достоверно известно, что именно Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Примерно так же дело обстоит и с якобы вредом компьютерных игр. 

Валерий Ивановский отмечает, что дети, в отличие от детёнышей многих животных, рождаются беспомощными в физическом и социальном плане и более-менее адаптируются к самостоятельному взаимодействию с окружающим миром в среднем лишь к 16 годам. На ранних этапах своего развития человек сталкивается со многими страхами и тревогами, а компьютерные монстры являются лишь объективированным выражением этих страхов. Играя в подобные манипуляторы, ребёнок учится бороться со своими страхами и разрабатывает различные стратегии по их нейтрализации. Поэтому игры с негативным наполнением часто более привлекательны для детей, чем позитивные. 

«С точки зрения информационной теории компьютерную игру можно считать аналогом безусловных и условных инстинктов. Это квинтэссенция животного опыта, позволяющего ребёнку наиболее результативно адаптироваться к окружающей действительности и обмениваться с ней энергией и веществом», — объясняет психолог. 

Эксперт добавил, что компьютерные игры помогают детям выплёскивать накопившуюся агрессию в виртуальное пространство. Он сослался на статистику, согласно которой при росте популярности компьютерных игр улучшается криминогенная обстановка, поскольку электронные симуляторы позволяют давать выход своим негативным эмоциям безопасным для окружающих способом. Эту тенденцию также подтвердило исследование британских учёных из Университета Йорка. Ивановский заключил, что прежние виды уличных игр, такие как казаки-разбойники, оказались в основном вытеснены компьютерными играми, поскольку виртуальный мир позволяет участникам также общаться и взаимодействовать друг с другом, а помимо этого является более эффективным способом выработки навыков социальной коммуникации и взаимодействия с реальностью, адекватным современному уровню развития общества.