vk
31 октября 2020 17:51:35
362
Психолог рассказал, почему пропаганда не создает другой реальности
Психолог рассказал, почему пропаганда не создает другой реальности

В последнее время в обществе как в реальной жизни, так и в среде интернет-комментаторов все чаще встречается слово «пропаганда». Одни называют оппонентов пропагандистами, другие – жертвами пропаганды. Кто-то считает, что с помощью пропаганды можно изменить мышление едва ли не любого человека, другие же убеждены, что невозможно «пересадить» человеку изначально чуждые ему взгляды.

Клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский в интервью «Московской газете» рассказал о том, в силах ли пропаганда перевести людей на другую сторону баррикад.

Прежде всего эксперт заметил, что существует два значения термина «пропаганда»: первое – это распространение каких-либо взглядов, имеющее целью донести свои идеи до как можно большего количества людей, второе – информационная монополия при тоталитарных режимах, когда люди, находящиеся у власти, стремятся таким образом оправдать свое господствующее положение в глазах населения. При этом влияние пропаганды, по мнению Валерия Ивановского, налицо: ведь основным ее инструментом является речь, которая есть не только средство коммуникации, но и сигнальная система – с ее помощью человек выстраивает вокруг себя мир, в котором он существует.

Но у каждого акта коммуникации есть ограничения: далеко не все слова станут сигналом к действиям. Иными словами, далеко не факт, что пропаганда достигнет желаемого результата. Именно для этого человеку дана способность к критике: если мозг, проанализировав поступивший сигнал, выдает «заключение», что он не соответствует действительности, то далее этот сигнал не будет определяющим. Исходя из этого можно сделать вывод, что убедить человека в том, что он живет в другой реальности, невозможно. 

В доказательство своих слов психолог сравнил относительно благополучную ситуацию в стране десять лет назад, когда усилия пропаганды были минимальны, но большинство населения поддерживали власть, и сегодня, когда пропаганда наращивает обороты, но рейтинг власти меняется. Таким образом, по мнению Ивановского, все тезисы пропаганды начинают парадоксальным образом восприниматься ровно наоборот.

В интервью затронута и тема коронавируса. По мнению специалиста, ситуация с ковидом уникальна. При этом сейчас растет число тех, чье мнение по данной теме отличается от официального, то есть если и имела место некая пропагандистская цель, то вряд ли она достигнута. В этой связи странно выглядит приказ Минздрава о необходимости при публичных выступлениях согласовывать свои слова с начальством: ведь уже есть закон о распространении недостоверной информации.

В заключение Валерий Ивановский пояснил, что пропаганда не может иметь определяющее влияние на сознание человека, если ее посыл идет вразрез с его убеждениями и установками. При этом, считает психолог, пропаганда вполне может быть успешной в том случае, если средства переправить с финансирования государственных медиа на здравоохранение, образование и создание удобной инфраструктуры. 

«Когда россиянин в самом отдаленном уголке страны будет получать качественную и доступную медицинскую помощь, а его дети – прекрасное образование, когда он будет защищен полицией от преступных посягательств, а чиновниками — от нарушений его гражданских прав, его не нужно будет убеждать в том, что руководство страны находится на своем месте», — убежден эксперт.

Автор: Дмитрий Маркин