vk
11 марта 2021 13:34:33
952
Рособрнадзор оценил качество образования в российских регионах
Рособрнадзор оценил качество образования в российских регионах
Автор фото: Алёна Черепкова
Фото © "Пульс дня"

Специалисты утверждают, что «подкручивать результаты» теперь бессмысленно

Эксперты рассказали о результатах проведенной Рособрнадзором оценки субъектов РФ по 12 критериям качества образования. Как стало известно, рейтинг публикуется впервые и будет обновляться не менее двух раз в год. Собранные показатели позволят гражданам и экспертному сообществу оценить ситуацию в системе образования каждого региона России.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о том, как началась эта работа.

«С 2014 года Рособрнадзор проводил большую работу: мы пытались выстроить завершенную модель системы оценки качестве образования: школьного, высшего, среднепрофессионального. Когда мы начинали, данные были достаточно скудными, и их не хватало, чтобы показать объемную картинку состояния качества образования в субъекте РФ. Оценивать качество образования по средним баллам ЕГЭ — это была бы не объективная оценка, а оценка ребят, которые решили поступать в ВУЗы. За эти годы появилась такая сущность как Всероссийские проверочные работы, и мы имеем данные по состоянию дел в каждой школе. Наведен порядок в девятых классах, и мы начинаем так же доверять этому экзамену, как и ЕГЭ».

По словам Музаева, было использовано множество статистических материалов, и в оценке нет единой позиции.

«Цель рейтинга — в первую очередь организовать открытость для граждан, чтобы у них четко сложилось понимание, на каком месте по уровню общего образования регион находится», — пояснил эксперт. Музаев отметил, что баллы по ЕГЭ и ОГЭ используются при составлении рейтинга, но напрямую на позицию региона не влияют, поэтому смысла «рисовать высокие оценки» больше нет.

«Думаю, до конца года мы сделаем продолжение этого рейтинга, и все муниципалитеты тоже будут представлены на карте», — пообещал Музаев.

Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко назвал показатели, данные по которым учитывались при составлении рейтинга: «Если мы будем что-то «подкручивать», это приведет к несостыковке данных. Поэтому любая попытка каким-то искусственным путем увеличивать в нужную сторону будет, скорее, приводить к обратным результатам. То есть мы исходили из задачи показать реальную ситуацию».

Среди показателей рейтинга было названо достижение минимального уровня подготовки. По словам Станченко, это число школьников в регионе вне «зоны риска», то есть получения двойки, и здесь задействованы результаты и ЕГЭ, и ОГЭ. Еще один показатель — функциональная грамотность. «Он составлен по итогам всероссийских проверочных работ и отражает то, как дети выполняют задания, связанные с практическими ситуациями. Мы собрали отдельно эти задания и посмотрели процент выполнения в среднем по региону», — рассказал эксперт.

«Еще одна группа показателей — те, которые вычисляются напрямую на основании данных, которые есть в базах: допустим, использование лабораторного оборудования. Вычисляется доля обучающих, которые выбирали на экзамене предметы, требующие использования лабораторного оборудования. Эта оценка тоже является достоверной: идут сдавать те, кто чувствует себя более подготовленными, кто уже с этим знаком. То же касается и использования компьютера. Может быть, в будущем ситуация прирастет еще и ЕГЭ по информатике, думаю, не за горами какие-то работы с использованием компьютера, и в дальнейшем этот показатель будет становиться все более точным», — пояснил Станченко.

Также среди важных показателей рейтинга — поступление в СПО («сколько из тех, кто не пошел в 10 класс, поступил в колледжи своего региона»), и поступление в вузы своего региона.

Автор: Дмитрий Маркин