vk
07 сентября 2023 15:03:22
303
Смогут ли Индия и Россия вывести сотрудничество на качественно новый уровень?
Смогут ли Индия и Россия вывести сотрудничество на качественно новый уровень?
Фото © Пульс дня

Главы МИД России и Индии обсудили целый ряд отраслей двустороннего сотрудничества и договорились о координации своих действий на международных площадках. Сергей Лавров и Субраманьям Джайшанкар встретились в Джакарте на полях Восточноазиатского саммита. Министры обсудили расширение торгово-экономического и энергетического сотрудничества, а также взаимодействие сторон в сфере транспорта и финансовом секторе. Также Москва и Нью-Дели намерены наращивать координацию в таких международных организациях, как ООН, ШОС, БРИКС и G20.

К слову, именно в этой области двусторонних отношений у двух стран наблюдаются как успехи, так и сложности, которые стоит преодолеть. 

Так, недавно Индия, несмотря на предшествующие сомнения, согласилась на расширение БРИКС, которое продвигали Россия и Китай. Также Москва последовательно поддерживает стремление Индии получить статус постоянного члена Совбеза ООН. В то же время РФ выступает против предоставления аналогичного статуса Германии и Японии. С другой стороны, председательство Индии в G20 в этом году выдалось исключительно сложным. На встречах глав различных ведомств, включая министров финансов, энергетики и окружающей среды, раз за разом не удавалось согласовать итоговые совместные заявления. Российская сторона высказывала возражения по формулировкам, касающимся конфликта в Украине, тогда как сама Индия претензий к этим пунктам не имела. В итоге консультации завершались вообще без итоговых заявлений, что наносит как минимум репутационный ущерб «Группе двадцати» и её нынешнему председателю.

Характер взаимодействия двух стран на международных площадках хорошо отражает общую противоречивость их отношений. С одной стороны, Индия и Россия нужны друг другу и являются важными партнёрами, однако не могут избавиться от расхождений во взглядах на многие аспекты международной обстановки, а взаимная торговля по-прежнему сталкивается с проблемами неустойчивости и дисбалансов. Эксперт Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов рассказывал, что уже вышедшая на пятое место в мире по объёму экономики Индия, является для России очень привлекательным рынком сбыта, а для самой Индии партнёрство с РФ потенциально может стать дополнительным толчком для экономического роста, который замедлился из-за последствий пандемии. Количество сфер потенциально успешного сотрудничества очень велико. Прежде РФ в основном продавала Индии продукцию ВПК, помогала развивать космическую отрасль и была одним из поставщиков, при том далеко не ключевым, энергоресурсов. 

Однако после введения против России международных санкций ситуация начала меняться. Во-первых, во много раз выросли поставки углеводородов, которые пришлось переориентировать с западных рынков на восточные. Во-вторых, перед Индией открылись возможности стать одним из хабов по поставкам в Россию различного оборудования, ПО и технологий, производители которых покинули российский рынок. Правда, в этой сфере Индия уже соблюдает осторожность, чтобы не попасть под вторичные санкции и не испортить отношения с Западом, который также является важным для Индии партнёром. Но далеко не все западные компании ушли из РФ по причине прямого санкционного запрета, многие сделали это по собственной инициативе, и участвовать в параллельном импорте их продукции для третьих стран юридически безопасно. Куприянов добавил, что Россия и Индия могут эффективно взаимодействовать также в сельском хозяйстве, фармацевтике, туристической отрасли и т.д. Активизация взаимной торговли хорошо иллюстрируется оживлением интереса к транспортному коридору «Север – Юг», к которому индийский бизнес раньше относился настороженно. Правда, инфраструктура этого коридора, в том числе иранская, нуждается в модернизации, но при наличии достаточных инвестиций этот вопрос со временем можно будет решить. 

Другим сдерживающим фактором остаётся отсутствие соглашения о свободной торговле. Переговоры о создании такой зоны между Индией и ЕАЭС ведутся не первый год, но в индийском Минпроме в прошлом году дали понять, что готовятся аналогичные соглашения со многими странами, включая Великобританию, Канаду и членов ЕС.

Обращает на себя внимание и тот факт, что основные сферы российско-индийского торгово-экономического сотрудничества пока не могут похвастаться стабильным поступательным развитием. Ярким примером здесь является экспорт нефти. В начале 2022 года на Россию приходилось лишь около 1% потребляемой в Индии нефти, однако к концу года этот показатель вырос до 40% из-за западных санкций, в результате которых России пришлось перенаправлять сырьё на альтернативные рынки и предлагать большие скидки нынешним партнёрам. Индия быстро сориентировалась и начала закупать большие объёмы российской нефти, снизив долю топливо из Персидского залива. Однако нынешним летом в правительстве Индии заметили, что энергетическая зависимость от РФ становится слишком большой, и пообещали снизить долю российской нефти. Эта тенденция уже заметна и в статистике. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что такими действиями Нью-Дели пытается сохранить размер скидки, которую Россия начала уменьшать, однако признал, что Индия легко может переключиться на других поставщиков. Свою роль здесь играет и давление Запада, укоряющего Индию в несоблюдении антироссийских ограничений. Стоит отметить, что Индия не привязана к российским поставкам стационарными трубопроводами, а получает углеводороды морским путём, и в такой ситуации варьировать доли поставок от разных продавцов действительно несложно.

Второй проблемой, которая может беспокоить индийские власти, является дисбаланс двусторонней торговли. Импорт российских товаров многократно превышает экспорт из Индии в Россию, что лишь усугубляет общую несбалансированность всей индийской торговли. Впрочем, от такой ситуации не в восторге и российская сторона. Дело в том, что в попытке избежать зависимости от западных финансовых институтов стороны попытались перейти к торговле в национальных валютах. В итоге Россия, получая за свои товары индийские рупии, никуда не может их потратить и накапливает неконвертируемую валюту на счетах индийских банков. Остроту проблемы признавал и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В принципе существует несколько возможных выходов из ситуации – сокращение дисбаланса за счёт снижения поставок российских товаров в Индию, увеличения индийского экспорта в Россию, либо достижение договорённостей о конвертации скопившихся рупий в более ликвидные активы. Ведущий аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков констатирует, что пока Индия может предложить для российского рынка не так уж много – текстиль, фармацевтическую продукцию и некоторые виды продовольственных товаров. 

Однако представляется, что снижать товарооборот обеим сторонам всё-таки невыгодно. Особенно это невыгодно России, ведь крупных стран, готовых полноценно сотрудничать в большинстве отраслей, не так уж много. У одного из ключевых партнёров РФ — Китая в последнее время рост экономики замедлился, что может отразиться на сырьевом экспорте и инвестиционной активности КНР в России. И хотя эксперты считают, что «не стоит делать из-за замедлений темпов роста китайской экономики трагедию. Так, не стоит забывать, насколько выросла сама база ВВП за последние 20 лет. Китай максимально приблизился к развитым странам и естественно, ожидать темпы роста 10-15% невозможно, так как экономика, по сути, находится на своем пике и задача китайского правительства сохранить объемы экономики и придерживаться стабильного умеренного роста 3-4%». Поэтому развитие связей с Индией можно назвать ещё и страховкой от последствий возможного кризиса в Китае. Что же касается проблем торгового баланса, то Индия стремительно развивается ещё и как технологическая держава, и, вероятно, в недалёком будущем ей будет, что предложить России, помимо текстиля и лекарств.