vk
20 октября 2021 14:08:21
610
Союзное государство как кот Шрёдингера: почему разговоры об интеграции останутся разговорами?
Союзное государство как кот Шрёдингера: почему разговоры об интеграции останутся разговорами?
Фото © Пульс Дня

10 сентября этого года президент России Владимир Путин встретился с белорусским коллегой Александром Лукашенко. Главный итог встречи — четвертой с начала года — согласованные программы интеграции, чего в двух странах ждали долгие годы

Эта новость стала поводом для журналистов написать о «небывалом» прорыве в двусторонних отношениях или о переходе на новый этап интеграции. 

Однако, если отбросить политическую ангажированность момента и оставить только «голые» факты, можно сказать, что интеграционный проект находится в достаточно аморфном состоянии.

Союзное государство было создано в 1999 году. На первых этапах планировалась, что оно будет представлять собой не только единое экономическое пространство, но и более тесное интеграционное объединение с единым Конституционным актом. Этот акт стал бы основой для работы наднациональных органов управления: союзного правительства, парламента и единой судебной системы. Принимаемые на наднациональном уровне решения были бы обязательными к имплементации. Кроме того, инициаторы грезили о едином наднациональном бюджете с единой валютой.

Прошло 20 лет. Союзное государство до сих пор не имеет своего герба, флага, исполнительной и законодательной властей, признанных границ, гражданства, финансовой и налоговой системы. Наднациональные институты носят больше «декоративный» характер, занимаясь в основном технической работой. 

Почему же сторонам выгодно поддерживать дискуссии о будущем Союзного государства?

Можно предположить, что для политической элиты Беларуси участие в данном проекте выгодно тем, что у главы этой страны всегда имеется возможность под предлогом обсуждения интеграционных проектов приехать в Москву или в Сочи, чтобы в очередной раз попросить у России дополнительной финансовой помощи. Так, согласно данным доцента ВШЭ А. Суздальцева, с начала 2000-х годов российские дотации белорусской экономике по примерным подсчетам достигли более $100 млрд. По другим расчетам, на 1 января 2019 года общая сумма дотаций, субсидий и преференций при поставке российских энергоносителей, а также других видов экономической помощи Белоруссии со стороны России составила 126 млрд долл. 

Финансовые вливания в соседнюю страну продолжаются и сегодня. Так, в сентябре было принято решение о выделении очередной финансовой поддержки Минску, с сентября до конца 2022 года она составит порядка $630 млн. 

Для России важность Союзного государства может рассматриваться в двух плоскостях: во внешнеполитической и внутриполитической. Если говорить о внешней политике, то в Москве, судя по риторике, до сих пор заострено внимание на том, что войска НАТО могут прийти в Россию через территорию соседнего государства, поэтому Беларусь – строптивый, но всё же союзник – воспринимается нашим оплотом на западных границах. В этой связи, надо сделать всё, чтобы оставить братскую страну в орбите российского влияния.

Можно предположить, что во внутренней политике тема интеграции с Беларусью используется, чтобы выиграть дополнительные политические очки – россияне, не против единения с белорусами, чего не скажешь о белорусах, поэтому периодически всплывающие новости о единстве играют на руку политической элите.

Таким образом, вряд ли стоит ждать качественного перехода российско-белорусской интеграции на новый уровень, по крайней мере сегодня. Ситуация больше напоминает кота Шрёдингера (кот Шрёдингера — мысленный эксперимент, предложенный одним из создателей квантовой механики Эрвином Шрёдингером в 1935 году при обсуждении физического смысла волновой волны. Во время эксперимента возникает суперпозиция живого и мертвого кота, что выглядит абсурдно с точки зрения здравого смысла).

Автор: Сергей Филимонов