vk
22 октября 2020 17:37:26
456
Чрезмерное вмешательство политики в сферу образования может отбить у молодежи желание заниматься наукой у себя на родине
Чрезмерное вмешательство политики в сферу образования может отбить у молодежи желание заниматься наукой у себя на родине

Российские вузы сейчас переживают не лучшие времена. В учебных заведениях проводятся проверки, кое-где студентов переводят на дистанционное обучение. На днях стало известно, что три корпуса МГТУ им. Баумана временно закрыты по предписанию Роспотребнадзора. Такие меры вызывают неоднозначную реакцию: многие считают, что «дистанционка» может негативно повлиять на качество образования. 

Однако меры, предпринимаемые в связи с вирусом COVID-19 и все, что с ними связано, пожалуй, далеко не главная проблема сферы высшего образования. Это явление можно рассматривать как временное. Эксперты уже не первый год бьют тревогу по другому поводу: их настораживает возможное вмешательство политики в образовательные и научные процессы.

В 2019 году в интервью изданию Znak российский политолог Александр Кынев прокомментировал случаи увольнения преподавателей и возможного давления на образовательные учреждения. Эксперт предполагает, что причиной «нервного» реагирования  на инакомыслие может быть падение рейтингов власти. Из-за этого любая точка несогласия воспринимается как угроза. Вузов это, по мнению эксперта, касается в первую очередь, так как в них сконцентрирована молодёжь, которая активно высказывает свою позицию, участвует в протестных акциях, ищет пути для самореализации.

Политолог рассказал, что якобы «руководители вузов регулярно получают сигналы и звонки из самых разных инстанций власти, которым может не понравиться интервью или исследование того или иного преподавателя». Однако, по мнению специалиста, такие меры нередко дают противоположный эффект.

«В результате подобных скандалов «неугодные» преподаватели лишь повышают собственную известность. Более того, у освобожденных от преподавания экспертов появляется больше времени выступать, давать интервью, писать статьи», — сказал Александр Кынев.

Известно немало случаев громких увольнений. В 2016 историка Алексея Петрова, который возглавляет региональное отделение общественного движения «Голос» (НКО признано иноагентом), уволили из Иркутского университета. Преподавателя отстранили от работы после того, как в прокуратуру поступили жалобы на «слишком либеральные взгляды историка».

В 2019 году политолог Валерий Соловей ушёл из МГИМО по собственному желанию.

«Мне было сказано, что по политическим мотивам институт считает крайне нежелательным, чтобы я в нем работал. В частности, меня обвиняли в том, что я веду подрывную деятельность, занимаюсь антигосударственной пропагандой и подрываю политическую стабильность», —цитирует Валерия Соловья BBC.

Летом 2020 года общественность возмутило увольнение более двадцати преподавателей НИУ ВШЭ. Формальными причинами отстранения были отсутствие академической нагрузки и реорганизация факультетов. Однако большинство преподавателей предположили наличие других причин увольнений, в числе которых могли быть и политические взгляды. Студенты и выпускники ВШЭ выступали против увольнений на пикетах и подписывали интернет петицию. Несколько преподавателей подали в суд на руководство вуза.

Сам Александр Кынев ранее был доцентом факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ. Но после того как руководство вуза приняло решение об объединении Департамента политической науки с Департаментом государственного и муниципального управления, его курс пропал из образовательной программы. В итоге вуз не стал продлевать контракт с преподавателем. Александр Кынев также считает, что это могло произойти по политическим причинам. 

Недавно столичная прокуратура инициировала проверку в РАНХиГС, направленную на выявление неблагонадежных студентов, в том числе тех, кто участвует в митингах, и «антироссийских» программ в вузе. До 18 октября учреждение должно было представить «краткий анализ» протестной активности учащихся. Материалы, свидетельствующие о начале проверки, опубликовали в СМИ.

Студенты РАНХиГС написали открытое письмо на имя ректора института Владимира Мау и заявили, что требование прокуратуры «нарушает академические свободы и Конституцию РФ». Прокуратура уже начала проверку в отношении сотрудника, направившего запрос. Вузу, как выяснилось, представлять запрашиваемые сведения не надо.

Эта ситуация возмутила не только образовательное сообщество и самих студентов, но и начальство сотрудника прокуратуры Константина Простакова, который и направлял запрос в вуз. В отношении должностного лица начатапроверка.

По мнению политтехнолога Валерия Ивановского, тот факт, что прокуратура оперативно отреагировала на странное поведение своего сотрудника, внушает некоторый оптимизм.

«Смешивать политику со сферой образования недопустимо. Научное сообщество, в отличие от политического, это свободный обмен идеями и информацией. В этом обмене априори не может присутствовать пропаганды, что, в свою очередь, свойственно сфере политики», —считает эксперт.

По мнению Валерия Ивановского, идеологический контроль над наукой и образованием — это шаг назад в развитии для любого государства. Вряд ли попытки уличить ученых и студентов в инакомыслии и антипатриотизме будут способствовать развитию научной мысли в стране. Наоборот, из-за тотального контроля и страха власти потерять свой авторитет может страдать качество образования, а государственные вузы при этом, вероятно, будут давать стране меньше квалифицированных специалистов. Вдобавок чрезмерное вмешательство внешних факторов в сферу высшего образования может полностью отбить у молодых людей желание заниматься наукой, по крайней мере, у себя на Родине.

«То, в каком состоянии находятся учебные заведения страны и каких людей они выпускают в научный мир, говорит о многом. Это, по сути, главный показатель того, что государство настроено на развитие и работу на благо граждан. Наряду с этим авторитарные режимы, как показывает история, не заинтересованы в свободном развитии гуманитарных наук», — считает Валерий Ивановский.

Автор: Дарья Алифанова