vk
19 декабря 2022 15:20:40
763
Экономисты объяснили, какой эффект для России дал параллельный импорт
Экономисты объяснили, какой эффект для России дал параллельный импорт
Фото © Пульс дня

Объемы параллельного импорта несопоставимы с общими объемами импорта в РФ. Для адекватной оценки эффекта параллельного импорта нужно смотреть прежде всего на те товары, которые ввозятся в нашу страну, сказали экономисты изданию «Пульс дня»

Сегодня глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин сообщил, что с момента введения параллельного импорта по сегодняшний день в РФ ввезено товаров на 20 млрд долларов. Это преимущественно станки, оборудование, технологические линии и автомобили. 

Напомним, до введения антироссийских санкций уровень импорта РФ превышал 300 млрд долларов в год. Так, в 2021 году Россия импортировала товаров на 304 млрд долларов. Однако после февраля 2022 года он существенно упал. Например, в третьем квартале за границу было отгружено на 17% меньше российских товаров, чем в аналогичном периоде 2021 года.

В то же время, на фоне 304 млрд долларов в 2021 году 20 млрд долларов параллельного импорта в 2022 году не выглядит существенной цифрой, считают экономисты.

«Не стоит сравнивать эти две цифры. Здесь важно обратить внимание на то, что Россия завозит сейчас по параллельному импорту. Очевидно, это то оборудование, которое остро необходимо сейчас нашим производствам, которое идет в инвестиционный процесс, и которое наши отечественные производители не могут заменить каким-то другим, то есть несанкционным. Экономический эффект от этого нового оборудования сразу не будет ощутим, должно пройти несколько лет, пока оно даст полную отдачу экономике», — отметил кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Доктор экономических наук Иосиф Дискин согласен с таким подходом. Эксперт напомнил, что параллельный импорт введен прежде всего для того, чтобы обеспечить Россию теми товарами, которые нельзя заменить в рамках импортозамещения: «Сравнивать прямой импорт и параллельный некорректно. Почему? Ответ – в импортозамещении. Сейчас мы видим, что на место ушедших из России западных поставщиков пришли российские. Нужно смотреть на общее падение импорта и рост промышленного производства по соответствующим номенклатурным показателям».

По словам Иосифа Дискина, очень сильно из-за санкций пострадал отечественный автопром – в этом году производство российских авто снизилось примерно вдвое. В то же время здесь ситуация постепенно исправляется.

«Однако, по другим отраслям проблема выглядит иначе. Во-первых, если ранее покупали новое оборудование, то теперь стараются его ремонтировать, покупая запчасти. Во-вторых, были опасения, что падение импорта окажет влияние на общий объем производства из-за нехватки сырья, комплектующих и запчастей для оборудования, которое будет выходить из строя. В конечном счете это будет влиять на ВВП. К слову, именно этим обстоятельством обусловлен прогноз продолжения падения ВВП на 2023 год на 0,8%. Однако, я думаю, что этого не будет. Потому что идет продление срока действия оборудования, а недостающее завозится по параллельному импорту», — пояснил Иосиф Дискин.

В качестве примера успешного импортозамещения он привел производство грузовых автомобилей на заводе «КамАЗ». Ранее этот автозавод выпускал некоторые важные узлы по западной лицензии, но теперь их выпуск налажен под маркой «КамАЗа». Это позволил устоять предприятию под давлением западных санкций.

Ранее экономисты спрогнозировали развитие российской внешней торговли на 2023 год. 

Автор: Андрей Мединский