vk
15 января 2024 15:20:58
320
Энергетик Юшков рассказал о рисках для российского топливного рынка в этом году
Энергетик Юшков рассказал о рисках для российского топливного рынка в этом году
Фото © Пульс дня

Ситуация на топливном рынке России после летнего кризиса стабилизировалась, поэтому власти идут по пути смягчения введенных ограничений без риска возникновения нового кризиса. В то же время все еще существует вероятность того, что Россия снова может столкнуться с топливными проблемами. Об этом изданию «Пульс дня» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

«Напомню, жесткие ограничительные меры были введены для преодоления топливного кризиса прошлого года, спровоцированного сокращением вдвое выплат нефтяным компаниям в рамках демпферного механизма. Этот механизм позволяет держать стабильными цены на топливо на внутреннем рынке, когда мировые цены нефтепродукты становятся настолько высокими, что топливо выгоднее экспортировать. Чтобы нефтяные компании этого не делали, государство возвращает им часть налогов по демпферу. Однако из-за двойного сокращения этих выплат в стране разгорелся кризис, сопровождавшийся ростом цен и нехваткой топлива на АЗС. Тогда сначала был введен полный запрет на экспорт топлива, потом его постепенно отменили и ввели заградительные экспортные пошлины. Сейчас уже идет речь о смягчении и этих мер, потому что внутренний топливный рынок стабилизировался, дефицита топлива нет, на бирже цены нормализовались. Немалую роль тут сыграло и окончание активного транспортного сезона – с наступлением зимы спрос на топливо внутри страны снизился», — пояснил Игорю Юшков.

По словам энергетика, в ближайшее время экспортная пошлина на нефтепродукты может быть изменена с тем, что к экспорту будут допущены не только крупные нефтеперерабатывающие заводы, как это сейчас, но и более мелкие игроки.

«На сегодняшний день такие меры по либерализации рынка не приведут к дефициту топлива внутри страны. Но нужно будет посмотреть, какая ситуация будет на рынке к апрелю, когда россияне активно начнут пользоваться собственным транспортом. В России еще со времен ковида именно этот способ передвижения приобрел большую популярность, тем более сейчас закрыты аэропорты на Юге, а значит многие россияне предпочтут поездки на личном авто. В пользу того, что кризисные явления не повторятся, говорит общая стабильность на рынке, более внимательный подход к уходу НПЗ на ремонт, а также возвращение выплат по демпферу на прежний уровень. В то же время Россия сильно зависит от мировой стоимости нефти, а это значит, что, если она окажется ниже запланированных в бюджете 71 доллара за баррель при дефиците бюджета в 1% ВВП, Минфин снова может откорректировать демпферные выплаты в сторону снижения», — пояснил аналитик.

Так как Россия продает нефть со скидкой в 7-9 долларов, мировая стоимость черного золота для достижения запланированных в бюджете показателей должна быть на уровне 80 долларов за баррель и выше, добавил Игорь Юшков.

Ранее «Московская газета» сообщила, сколько может стоить нефть в 2024 году.

Автор: Андрей Мединский